У книжной полки. Тебе и мне Бог письмо написал

2 апреля 2024 г.

««Тебе и мне Бог Письмо написал», - так говорит о Новом Завете святитель Тихон Задонский в одном из своих творений. И если письмо от любезного друга читается с замиранием сердца, то письмо от Господина и Царя читается с трепетом и великим вниманием. Иисус Христос есть и Господин наш, и Небесный Царь, и самый любезный наш Друг, готовый Кровь Свою за нас пролить, лишь бы мы жили вечно. Поэтому и Письмо Его к нам - Новый Завет - нужно читать часто и со вниманием. Нет ни одной службы в Церкви, где не читалось бы и не пелось Слово Божие. А раз оно читается и поется, то непременно должно объясняться и проповедоваться». Объясняет и проповедует Слово Божие и автор данных строк, протоиерей Андрей Ткачев. Избранные проповеди священника составили книгу, которая вышла в свет в издательстве «Апостол веры». Она так и называется - «Тебе и мне Бог Письмо написал. Беседы после Литургии».

***

1. В этой книге собраны воскресные проповеди протоиерея Андрея Ткачёва, которые объяснят читателю Евангельские притчи, рассказанные Господом Своим ученикам, а также некоторые события Евангельской истории. В первой части отец Андрей Ткачев дает объяснение восьми притчам Спасителя: «о сеятеле», «о милосердном самарянине», «о званных на вечерю», «о десяти девах», «о мытаре и фарисее», «о богаче и Лазаре», «о блудном сыне» и «о прощении долгов». Открывает книгу беседа, посвященная «Притче о сеятеле». Здесь Христос говорит нам о семени и о земле. На самом деле, - отмечает отец Андрей, - в притче говорится о слове и о сердце. Земля - это сердце.

2. Вообще, человек - он весь земля. Из земли он взят и в землю должен возвратиться. И вот Господь говорит, что семя сеется в землю, то есть в природу человеческую, в род людской. Сеятель добрый сеет своё семя, щедрой рукой рассыпает святые се­мена. Семя - это Слово Божие. Оно дости­гает разных сердец, и по-разному сердца ведут себя по отношению к семени. Далее батюшка говорит о том, как разделяет Господь человеческие сердца, и из всего сказанного складывается ответ на косвенный вопрос: много ли спасающихся? Как объясняет автор, существует «четыре части людского рода: твёрдая земля, мелкая, тернием поросшая и, наконец, хорошая, плодородная земля. Если бы они имели равные доли, по 25%, то вышло бы, что спасается каждый четвёртый.

3. Но, по мнению отца Андрея, спасающихся меньше, потому что и земли твёрдой, и терния, и мелкой земли, безводной и сухой, гораздо больше, чем земли доброй, глубокой, плодородной, приносящей плод в 30, в 50 и в 100 раз больший. Господь знает это и потому говорит, чтобы мы подвизались, то есть трудились войти тесными вратами и шли узким путём, потому что потом многие захотят войти - и не найдут, куда войти. Труд спасения - не трудный, но мудрый, - говорит отец Андрей, и к нему подвигает нас Господь, в данном случае, через притчу о Сеятеле.

4. Следующая «Притча о милосердном самарянине», по словам автора, представляет собой «сокращённое Евангелие, сокращённую библейскую историю, в которой мы видим Христа, жалеющего Адама. Адам потерял Иерусалим. Мало того, что он пошёл сверху вниз, в Иерихон, так он ещё и попал в беду и еле остался жив. Так и человечество сегодня еле живо. Человечество может быть красиво одето, может ездить на дорогих машинах, может есть вкусную пищу, но внутри оно безобразно. Человечество еле-еле живёт, еле дух переводит. И чем больше украшается внешнее, тем больше гниёт и смердит внутреннее. И жалеет человека только Христос, Которого до сегодняшнего дня большинство людей считают Самарянином. Конечно, притча содержит и практический вывод. Это - призыв к милосердию ко всякому человеку без различия его цвета кожи, национальности и даже веры.

5. Еще одна притча называется «о званых на вечерю». Здесь автор предлагает задуматься над тем, - что это за трапеза, от которой все отказались? И отвечает: «Это - Евхаристия. Мы собраны в храме Божием, поющие псалмы и песни, слушающие Евангелие, благодарящие Господа, ядущие и пиющие от одной Чаши. Это - трапеза, это - праздник, пир. Пир - это красивые брачные одежды, веселье, это еда и питье, это пение и ликование. И всё это есть внутри литургии. Здесь есть Царь, возлежащий посреди пирующих. Он есть среди нас, в храме Божием, посреди литургии. И вот на сей пир не пошли вначале одни, потом другие, потом третьи».

6. В историческом плане, - говорит отец Андрей, - мы, конечно же, узнаём в этих отрекающихся людях еврейский народ. Они – первые званые. Впоследствии эта эстафета «званичества» передавалась многим другим народам, которые по временам веровали, по временам - отрекались, теряли своё первородство и благословение. Но и сегодня – отмечает автор, - посмотрите, сколько крещёных людей на пир не идут. Почему? Куда идут в воскресенье крещёные люди? На базар, в магазин, в гости, на каток, на бильярд. В лес на лыжи. Спектр возможных занятий в главный евхаристический день. День Христов, день воскресный! А миллионы крещёных людей идут в этот день на поле, к волам, к жене. Это, собственно то же самое, что отрицание призыва прийти на пир».

7. Таким образом, отец Андрей объясняет значение Притч Христовых, сообразуя их с сегодняшним днем. Применительно к современности он дает и объяснение событий евангельской истории об исцелении расслабленного в Капернауме, насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, спасении утопающего Петра, об исцелении слепорожденного, о богатом юноше, обращении Закхея, исцелении бесноватого отрока, о вере и неверии. Все это вошло во вторую часть книги. Завершает ее беседа о золотом правиле христианской нравственности. Господь говорит: Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12). Эти слова часто называют золотым правилом нравственности.

8. По словам отца Андрея, Христос умел быть предельно кратким. Всё огромное поле заповедей и нравственных обязанностей, весь Закон и пророки он вмещал в две заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим и Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37-39). Так и в этом евангельском чтении краткими словами Господь ставит перед нами громадную задачу. Все жизненные ситуации вмещаются в слова, сказанные Спасителем. Господь вновь и вновь повторяет нам Свои небесные правила, ведёт нас к высшему знанию, к некому труду, к борьбе за Царство Небесное. Что нужно делать для исполнения этих правил? Об этом рассказывает отец Андрей со страниц данной книги.

***

Красной нитью через всё это издание проходит призвание автора к чтению Священного Писания. «Братья и сёстры, - говорит отец Андрей, - читайте Евангелие дома, находите для этого время — в обеденный перерыв, перед сном или по восстании от сна. Читайте Евангелие, потому что это и есть то семя, которое приносит плод. Читайте Писание, любите Писание. Потому что голос Писания — это сладчайший голос Самого Воскресшего из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа». Но не всегда бессмертные слова понятны людям, поэтому они требуют объяснения. Его и дает автор со страниц книги «Тебе и мне Бог Письмо написал».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X