У книжной полки. Таинство Исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога. Игумен Нектарий (Морозов)

31 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Готовясь к первой в своей жизни исповеди, человек оказывается перед массой недоумений. С чего начать? Насколько подробно говорить о себе? Что в моей жизни было грехом, а что – нет? В конце концов, к кому из священников лучше подойти на исповедь? По словам игумена Нектария Морозова, исповедоваться, как это ни удивительно, нужно учиться. Было бы, вероятно, странно говорить о том, что есть искусство совершения исповеди. Но об искусстве покаяния, как говорит священник, мы говорить можем. Почему? Потому что покаяние это делание, которое должно совершаться на протяжении всей жизни христианина. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога? - об этом говорится в новой книге отца Нектария – «Таинство Исповеди», вышедшей в издательстве Никея.

***

1. В книге известного православного писателя и публициста игумена Нектария (Морозова) «Таинство Исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога» говорится о сути таинства Покаяния, его истории, подготовке к нему и об основных ошибках, которые люди, сознательно или неосознанно, допускают на исповеди. Книга поможет более честно взглянуть на себя. Ведь вопросы, которые рассматривает отец Нектарий, касаются не только тех, кто впервые идёт на исповедь. По словам издателей, они касаются и вчерашних неофитов, которые уже, так сказать, «вросли» в церковную жизнь.

2. Они знают богослужение. Они побывали в святых местах и полюбили их. Они уже ни за что не перепутают молебен с литургией и способны наставить близких в азах православия. «Лествица», «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, книги святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) прочитаны, и бывает даже не один раз. Но вдруг эти воцерковленные христианине вдруг обнаруживают, что пришло время других вопросов. Почему мое сердце холодно и не радуется молитве? Почему я, столько лет живя в Церкви, так мало похож на Христа: не имею ни любви, ни терпения, ни кротости? И вопрос о правильности исповеди – в этом ряду. Как получается, что, раз за разом исповедуясь и причащаясь, я остаюсь прежним? И что с этим делать? В этой попытке разобраться в себе подсказка от человека, чуть дальше нас прошедшего по пути христианской жизни, по-настоящему бесценна.

3. Такой помощью и подсказкой, по мнению издателей, является книга об исповеди игумена Нектария (Морозова). В ней – опыт соприкосновения с таинством Покаяния – опыт священника, принимающего исповедь, и христианина. Отец Нектарий говорит, как о сути таинства Покаяния – предельно личного и искреннего разговора человека и Бога, обращения создания к своему Творцу, – так и об основных ошибках, которые люди – сознательно или неосознанно – допускают, исповедуясь. Он помогает более честно взглянуть на себя: как я умудряюсь оправдываться вместо того, чтобы трудиться? Как раз за разом «прячусь» от Бога?

4. В первой части книги автор говорит о сути греха и покаяния, о том, зачем нужна исповедь. И первым делом рассматривает, что есть таинство Покаяния в своем существе и предлагает задуматься, а почему мы так часто обращаемся к этой теме, почему говорим об исповеди куда чаще, чем о крещении, венчании или соборовании? Даже в семинарии бывает достаточно одной лекции о каждом таинстве, тогда как об исповеди нужен целый курс. Отвечая на этот вопрос, отец Нектарий пишет: «Человек однажды принимает Крещение, однажды миропомазывается, в идеале однажды вступает в церковный брак. Соборование в среднем совершается не чаще раза в год или в несколько лет, и оно не требует такого глубокого внутреннего участия. Но Исповедь и Причастие – два таинства, которые не только проходят через всю церковную жизнь христианина, но становятся стержнем этой жизни».

5. Естественно было бы сказать, - говорит автор, - что таким стержнем является в первую очередь Евхаристия, потому что в этом таинстве человек принимает в себя Тело и Кровь Христовы, непостижимым и теснейшим образом соединяется с Господом. Но поскольку мы практически постоянно своей жизнью удаляем себя от Бога, воздвигая между Ним и собой стену, то вынуждены каждый раз, приступая к таинству Причащения, испытывать самих себя, чтобы не пить от Чаши, не вкушать от Хлеба Евхаристии недостойно, себе во осуждение (см.: 1 Кор. 11: 26–29). Что это за стена между нами и Богом? Она складывается из тех грехов и страстей, которым мы даем в себе жить. И эту преграду приходится раз за разом по кирпичику разбирать.

6. По словам автора, если разложить исповедь на «этапы», то они будут такими: осознание своего греха и вины перед Богом, раскаяние и сожаление о том, что этот грех допущен, покаянное обращение к Богу; устное исповедание своих грехов священнику и вслед за тем (хотя это может и предшествовать таинству) – реализация в жизни решения о том, чтобы к исповеданному вновь не возвращаться. И дальше – труд, необходимый для того, чтобы не приходилось каяться в тех же грехах снова и снова. Время от исповеди до исповеди, по большому счету, должно проходить в этом труде. И если в какой-то момент человек понимает, что, хотя и трудился, но, тем не менее, оступился в одном, в другом, в третьем, или же, наоборот, те грехи, в которых он принес покаяние, слава Богу, не повторялись, но были совершены какие-то другие, он вновь приходит к священнику.

7. Как отмечает отец Нектарий, в таинстве Исповеди должно происходить то, что святые отцы выражали словами Священного Писания: и рех: ныне начах (Пс. 76:11). Христианин как бы говорит себе: «Во всем, что было до этого момента, я раскаялся и теперь, как с чистого листа, намереваюсь начать свою жизнь заново». И даже если этого не происходит, и на исповеди мы вновь и вновь повторяем одно и тоже, исповедь для нас, по словам отца Нектария, – это шанс и самим увидеть себя, и дать возможность священнику понять, меняемся мы в лучшую или худшую сторону или не меняемся вовсе. Сегодня человеку, пусть и регулярно исповедующемуся, даже это дается с трудом. Если же он откажется от регулярной исповеди – жизнь свидетельствует о том, что его преуспеяние будет практически равняться нулю. Поэтому так велико значение исповеди для современного человека, так важна ее роль в становлении его христианской жизни. И этот вопрос несомненно требует глубокого рассмотрения. Что и делает автор книги.

8. Отец Нектарий уделяет внимание самым разным вопросам, предельно серьезным и немного наивным: откровению помыслов и отношению к снам; важности подробной исповеди и тем случаям, когда детали, наоборот, вредны; лукавству и ложной жалости к себе; сомнениям в том, что Бог простил, и правильному чувству вины; роли духовника в таинстве Покаяния. Каждый ответ открывает новую глубину в уже привычных понятиях, заставляет серьезней отнестись к себе. Каждая страница дает понять: есть место для шага вперед, и есть Тот, Кто этого движения ждет.

***

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что ужас Суда Божьего – в том, чтобы вдруг осознать, что мы прожили всю жизнь формально, узко, несмело, не заметив, что она глубока и просторна. По сути, эта книга игумена Нектария (Морозова) – о том, как быть живым. Как не только правильно, искренно и неложно исповедоваться, а жить подлинной христианской жизнью, такой, в которой нет места формальности, но есть место Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​