У книжной полки. Протоиерей Вячеслав Тулупов. Сыны Божии

22 июля 2020 г.

Автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, уже хорошо известен православному читателю. Это протоиерей Вячеслав Тулупов. По окончании школы отец Вячеслав выбрал профессию врача и получил медицинское образование. Но прошло 10 лет, и он понял, что призвание его иное, и посвятил свою жизнь пастырскому служению. Окончив Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, он стал священником - врачевателем душ. А еще он стал писателем. Книги, написанные отцом Вячеславом для нас, современников, рассказывают о самых насущных проблемах духовной жизни и открывают нам некоторые страницы истории, будь то рассказ про апостольский век, или о государстве Российском. А сегодня на нашей книжной полке новая повесть отца Вячеслава, рассказывающая о допотопных временах. Она называется – «Сыны Божии».

***

1. Книга протоиерея Вячеслава Тулупова «Сыны Божии» вышла в свет в издательстве Московской Патриархии. Как говорит редактор книги, Сергей Арутюнов, отец Вячеслав, при написании этой повести «пошёл на невиданный эксперимент – прочитав сотни современных книг, он вывел для себя (да и для нас) целую литературную типологию создания текстов, - и исполнил захватывающую повесть, согласованную со всеми законами читательского восприятия». По мнению Сергея Сергеевича, читая эту повесть, мало кто останется равнодушным. События, о которых рассказывает книга, произошли в глубокой древности, в допотопном мире. Т.е., они случились еще до Всемирного потопа, который уничтожил все человечество, кро­ме семейства Ноя.

2. Современные люди думают, что о допотопном мире почти ничего неизвестно, но на самом деле о нем известно вполне достаточно. А история, описанная в книге, случилась за несколько сотен лет до потопа. В предисловии автор вкратце напоминает нам историю человечества после грехопадения. «Тогда, - пишет отец Вячеслав, - на земле осталось не так много людей, которые служили истинному Богу. Их называли сифитами. После изгнания из рая у Адама и Евы родились два сына — Авель и Каин. После того как Авель был убит рукой собственного брата, Бог наказал Каина. Не находя нигде покоя, он скитался по земле до самой смерти. От него произошло племя каинитов.

3. Потомки Каина увлеклись материальным бла­гоустройством земной жизни. Они создали различные ремесла, искусство, построили города и при этом совершенно не заботились о духовном развитии. Постепенно каиниты совсем перестали служить Богу и исполнять Его заповеди. Часть каинитов не только прекратила развиваться духовно, но и осталась в стороне и от материального прогресса. Эти каиниты деградирова­ли особенно сильно. От них произошли племена дикарей, которые почти совсем утратили человече­ский облик.

4. После гибели Авеля у Адама и Евы родился тре­тий сын — Сиф. Он и его потомство верно служили истинному Богу. За это их называли сына­ми Божиими. Однако постепенно многие потомки Сифа прекратили вести праведный образ жизни. Подобно каинитам, они стали заботиться о матери­альном благополучии, а не о духовном совершен­стве. Истинных сифитов становилось все меньше и меньше. Бог запретил сифитам браки с каинитами, дабы они не развратились и не свернули с пути правед­ности. Но с течением времени сифиты начали переселяться в каинитские селения и нарушать запрет. От беззаконных браков рождались дети, кото­рые вырастали великанами. Их рост достигал нескольких метров. Со временем исполины образовали особое племя. Они переняли у каини­тов все достижения цивилизации, а развращенно­стью и свирепостью превзошли всех живущих на земле.

5. Таким образом, людей, желавших служить Богу, постепенно становилось все меньше и меньше. Но они всё-таки были, и о них рассказывает отец Вячеслав в этой книге. По словам автора, «Всевышний избавил сифитов от полного уничто­жения благодаря тому, что в племени еще остава­лось много праведников. Господь попустил испы­тать сифитам тяжелейшие скорби. Эти горести не выдержали те, в ком угас духовный огонь. Ветер испытаний унес их, как опавшие листья. Остальных же страдания закалили и умудрили». Так, читая эту книгу, мы узнаем, что герой повести, Енов, был избран Господом и поставлен вождем сифитов в са­мый трудный для них момент. Енов не был к это­му готов. Но Сам Бог действовал через него и вывел сифитов на новую родину.

6. Только спустя время Енов осознал, что Бог спас и его самого от духовной смерти. Ведь он жил среди каинитов и богопро­тивный образ жизни каинитов стал для него естественным, своим. Не ведая того, он сам становил­ся все более и более похожим на каинита. Он стоял на краю духовной пропасти, оставался последний шаг, а он даже не ощущал этого. Енов смог прочувствовать глубину нечестия каинитов, только вырвавшись из их мира. Оказавшись среди сифитов, постоянно общаясь с ними, прово­дя жизнь в чистоте и святой простоте, непрестан­но молясь и погружаясь в богомыслие, он смог постичь, чем отличается истинно праведная жизнь от теплохладного существования в мире соблазна и греха».

7. Енов не застал конца истории каинитов и не увидел, как созданная ими цивилизация сгинула в водах Всемирного потопа. Бог помиловал лишь семейство праведного Ноя. С течением времени его потомки размножились и заселили всю землю. Одна­ко они во многом повторили ошибки допотопного человечества. Они создали цивилизацию, в кото­рой возобладали «ценности» каинитов, и после потопа вновь стали унижать, гнать, убивать правед­ников. Для многих смыслом жизни стали власть, богатство и удовольствия. Гордость стала царствовать и втаптывать в грязь кротость. Жизнь «по-каинитски» снова стала нормой, а «сынов Божиих» снова стали считать странными, ущербными и презирать как изгоев.

8. По словам редактора этой книги Сергея Арутюнова, «мир, вызванный к жизни повестью, достоверен так, как будто отец Вячеслав «сам там был и всё видел». Да, какие-то черты той жизни переданы чертами нашей, послепотопной…» Но здесь «важны архетипы – и прямые намёки на наше сегодняшнее скорбное состояние». И сегодня человечество (если говорить образно) делится на сифитов и каинитов, и задуматься о том, к кому роду относимся мы с вами, призвана эта книга. Ведь жизнь наша на земле не будет продолжаться вечно. И как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жер­новах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 37-42).

***

Историческая повесть протоиерея Вячеслава Тулупова «Сыны Божий», - по словам издателей, - динамичное, реалистическое и захватывающее повествование о жизни допотоп­ных племен, полностью наследовавших образ мыслей и действий своих родоначальников — сыновей Адама и Евы — Сифа и Каина. Племя сифитов, чтущее заповеди Создателя такими, какими они достались человечеству на заре времен, в одиночку противостоит миру, погружающемуся в болото себялюбия... Книга будет интересна широкому кругу читателей, особенно подрастающему поколению, — нетривиальный сюжет, затрагивающий серьезные философские и этиче­ские проблемы, поможет разобраться в природе вещей и человеческих поступков, определиться с понятиями добра и зла.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать