Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга «Святые Андрей Критский и Иоанн Дамаскин. Слова. Каноны. Жизнеописания» вышла в свет в издательстве "Правило веры". Она представляет читателю церковные поучения двух великих песнопевцев, стоявших у истоков создания церковного богослужения, насельников обители преподобного Саввы Освященного: свт. Андрей начал свое духовное восхождение в этой обители, а прп. Иоанн завершил в ней свой жизненный путь. Октоих прп. Иоанна Дамаскина, Великий канон свт. Андрея Критского и множество других ими составленных песнопений мы слышим в течение года.
2. Личность святителя Критского, подвизавшегося на удаленном от центров Византийской империи острове была многогранной. Свидетельством его долгой подвижнической жизни остались написанные им богодухновенные произведения, в которых проявились его миросозерцание и мироощущение, его, по слову святителя Димитрия Ростовского, «медоточные глаголы». Преподобный Андрей Критский жил и писал в том периоде византийской церковной поэзии, который является порой ее расцвета и обнимает время с V по IX век. Этот расцвет начинается в восточной части Византии, в Сирии, откуда позднее церковная поэзия движется на запад; в частности, в Константинополе тогда увеличивается количество песнописцев.
3. Творческое наследие святителя Андрея обширно. Прежде всего следует сказать, что он признан одним из родоначальников церковного песнотворчества. По существу, он стоял в начале тех трудов церковной письменности, которые были осуществлены в более позднее время, в VIII и IX веках, когда был создан Октоих и упорядочилась Минея. Но в лице пастыря Критского мы имеем не только образованного инока и родоначальника песнопевцев. Это был и вдохновенный поэт, который излагал в тихом, но всегда незаурядном слове свои глубокие переживания христианина. Историки говорят об эмоциональной теплоте произведений преподобного Андрея, а преосвященный Филарет Черниговский безоговорочно признает в Критском пастыре подлинного поэта и его Великий канон считает «самым высоким произведением поэзии».
4. Святитель Андрей, имея живую веру и любовь ко Христу, был и подлинным богословом, воспевающим в чистоте своих созерцаний спасительные догматы Святой Церкви. Более других пастырю Критскому близок догмат о Богочеловечестве Господа нашего Иисуса Христа. Исходя из того, что Господь наш восприял нашу плоть, преподобный Андрей отчетливо видит и единственный путь спасения человеков — во Христе. Может быть, больше, чем другие богословы. Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина по своему внешнему течению была преисполнена различных великих и малых скорбей. Уже от юности на нем лежала печать избрания, печать жребия Христова, как он и сам говорит в одном из тропарей своих антифонов: не оставляет бо Христос жезла на жребии Своем.
5. Из всего страдальческого целокупного опыта своей жизни преподобный Иоанн выходит глубоко вдумывающимся в жизнь богословом, непоколебимым исповедником спасительных догматов христианских и их провозвестником и — что было наиболее близко его тонкой поэтической душе — становится вдохновенным песнотворцем церковным, в сладости пения священных песней находящим себе равновесие, радость и способность жить. Святая Церковь, еще в древности причислив Иоанна Дамаскина к лику святых, с любовью сохранила для нас, усвоила и возвестила все то, что преподобный с великим старанием, трудом и вдохновением создал как церковный песнописец. Люди церковные уже более тысячелетия пользуются трудами преподобного Иоанна и находят в его песнопениях во все времена разносторонние, поддерживающие их душу святые чувства, соответствующие тем или иным совершающимся празднествам церковного года.
6. Публикуемые в этом сборнике проповеди святых отцов менее известны широкому кругу читателей. А между тем, души святых Андрея и Иоанна были наполнены славословием Бога, ум пронизан созерцанием мира вышнего. В своих «Словах» в более понятной для нас повествовательной форме великие христианские пророки-песнопевцы открывают тайны и красоту Божьего домостроительства спасения людей. В этом сборнике издатели поместили Слова на двунадесятые праздники, последуя рекомендациям святителя Феофана Затворника, который, говоря о духовном пути жизни человека, советует почаще обозревать совершённое Святой Троицей наше спасение; для этого, замечает он, хорошо бы мыслью проходить по ключевым событиям Божьего домостроительства, смысл которых приоткрывается нам событиями двунадесятых праздников и Святой Пасхи.
7. Завершают тексты каждого автора - избранные каноны, — это для вдохновения читателя. О каноне на Святую Пасху святитель Филарет Черниговский написал: «После Пасхальной службы [преподобного Иоанна] в образцах творчества человеческого нельзя найти песни более полной чувствованиями, столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Пасхальная служба - торжество неба и земли». В каноне Недели жен-мироносиц святитель Андрей богодухновенно повествует о событиях воскресения Христова. В каноне Святой Пятидесятницы, который, собственно, повествует о завершающем событии воплощенного домостроительства, мы слышим утешительные слова.
8. В заключении сборника читатели найдут очерки о жизни и трудах святых Андрея и Иоанна, основой для которых послужила книга «Церковные песнотворцы», написанная замечательным знатоком и исследователем богослужения, гимнографом схимонахиней Игнатией Пузик. В них, среди прочего, изъясняются каноны Святой Пасхи, Недели жен-мироносиц, Пятидесятницы.
***
Святая Церковь сохранила нам неоценимое сокровище своего богослужения на протяжении многих веков. Сила и красота этого богослужения, его воздействие на человеческую душу не потерялись до нашего времени. И среди живого наследия Церкви — в совершении чина божественной службы, пленяющей человеческую душу в горняя, — особенно ценны, особенно охраняются труды святых отцов, посвятивших себя составлению песней церковных, образующих весь чин богослужения. В числе этих бессмертных имен, давших людям неугасающее пламя Божественной жизни одно из видных мест занимают имена святителя Андрея Критского и преподобного Иоанна Дамаскина — богословов и песнотворцев VII—VIII веков. Книга предназначена для вдумчивого читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!