У книжной полки. Святые Андрей Критский и Иоанн Дамаскин. Слова. Каноны. Жизнеописания

17 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православному человеку хорошо известны имена двух земляков - уроженцев города Дамаска, - двух насельников обители преподобного Саввы Освященного: святителя Андрея Критского и преподобного Иоанна Дамаскина. Они родились в VII веке, а скончались в VIII, святитель на полвека предварил преподобного. Критский пастырь кроме своего Великого канона составил множество трипеснцев, стихир, канонов. Песнопения Иоанна Дамаскина составили большую часть Октоиха, читаются в двунадесятые праздники, да и само богослужение мы доныне совершаем по Иерусалимскому уставу преподобного Саввы Освященного в завершённой редакции преподобного Иоанна Дамаскина. О святителе Андрее и преподобном Иоанне, и их духовном творчестве рассказывает эта книга.

***

1. Книга «Святые Андрей Критский и Иоанн Дамаскин. Слова. Каноны. Жизнеописания» вышла в свет в издательстве "Правило веры". Она представляет читателю церковные поучения двух великих песнопевцев, стоявших у истоков создания церковного богослужения, насельников обители преподобного Саввы Освященного: свт. Андрей начал свое духовное восхождение в этой обители, а прп. Иоанн завершил в ней свой жизненный путь. Октоих прп. Иоанна Дамаскина, Великий канон свт. Андрея Критского и множество других ими составленных песнопений мы слышим в течение года.

2. Личность святителя Критского, подвизавшегося на удаленном от центров Византийской империи острове была многогранной. Свидетельством его долгой подвижнической жизни остались написанные им богодухновенные произведения, в которых проявились его миросозерцание и мироощущение, его, по слову святителя Димитрия Ростовского, «медоточные глаголы». Преподобный Андрей Критский жил и писал в том периоде византийской церковной поэзии, который является порой ее расцвета и обнимает время с V по IX век. Этот расцвет начинается в восточной части Византии, в Сирии, откуда позднее церковная поэзия движется на запад; в частности, в Константинополе тогда увеличивается количество песнописцев.

3. Творческое наследие святителя Андрея обширно. Прежде всего следует сказать, что он признан одним из родоначальников церковного песнотворчества. По существу, он стоял в начале тех трудов церковной письменности, которые были осуществлены в более позднее время, в VIII и IX веках, когда был создан Октоих и упорядочилась Минея. Но в лице пастыря Критского мы имеем не только образованного инока и родоначальника песнопевцев. Это был и вдохновенный поэт, который излагал в тихом, но всегда незаурядном слове свои глубокие переживания христианина. Историки говорят об эмоциональной теплоте произведений преподобного Андрея, а преосвященный Филарет Черниговский безоговорочно признает в Критском пастыре подлинного поэта и его Великий канон считает «самым высоким произведением поэзии».

4. Святитель Андрей, имея живую веру и любовь ко Христу, был и подлинным богословом, воспевающим в чистоте своих созерцаний спасительные догматы Святой Церкви. Более других пастырю Критскому близок догмат о Богочеловечестве Господа нашего Иисуса Христа. Исходя из того, что Господь наш восприял нашу плоть, преподобный Андрей отчетливо видит и единственный путь спасения человеков — во Христе. Может быть, больше, чем другие богословы. Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина по своему внешнему течению была преисполнена различных великих и малых скорбей. Уже от юности на нем лежала печать избрания, печать жребия Христова, как он и сам говорит в одном из тропарей своих антифонов: не оставляет бо Христос жезла на жребии Своем.

5. Из всего страдальческого целокупного опыта своей жизни преподобный Иоанн выходит глубоко вдумывающимся в жизнь богословом, непоколебимым исповедником спасительных догматов христианских и их провозвестником и — что было наиболее близко его тонкой поэтической душе — становится вдохновенным песнотворцем церковным, в сладости пения священных песней находящим себе равновесие, радость и способность жить. Святая Церковь, еще в древности причислив Иоанна Дамаскина к лику святых, с любовью сохранила для нас, усвоила и возвестила все то, что преподобный с великим старанием, трудом и вдохновением создал как церковный песнописец. Люди церковные уже более тысячелетия пользуются трудами преподобного Иоанна и находят в его песнопениях во все времена разносторонние, поддерживающие их душу святые чувства, соответствующие тем или иным совершающимся празднествам церковного года.

6. Публикуемые в этом сборнике проповеди святых отцов менее известны широкому кругу читателей. А между тем, души  святых Андрея и Иоанна были наполнены славословием Бога, ум пронизан созерцанием мира вышнего. В своих «Словах» в более понятной для нас повествовательной форме великие христианские пророки-песнопевцы открывают тайны и красоту Божьего домостроительства спасения людей. В этом сборнике издатели поместили Слова на двунадесятые праздники, последуя рекомендациям святителя Феофана Затворника, который, говоря о духовном пути жизни человека, советует почаще обозревать совершённое Святой Троицей наше спасение; для этого, замечает он, хорошо бы мыслью проходить по ключевым событиям Божьего домостроительства, смысл которых приоткрывается нам событиями двунадесятых праздников и Святой Пасхи.

7. Завершают тексты каждого автора - избранные каноны, — это для вдохновения читателя. О каноне на Святую Пасху святитель Филарет Черниговский написал: «После Пасхальной службы [преподобного Иоанна] в образцах творчества человеческого нельзя найти песни более полной чувствованиями, столько же живыми, сколько и высокими, восторгами святыми и истинно неземными. Пасхальная служба - торжество неба и земли». В каноне Недели жен-мироносиц святитель Андрей богодухновенно повествует о событиях воскресения Христова. В каноне Святой Пятидесятницы, который, собственно, повествует о завершающем событии воплощенного домостроительства, мы слышим утешительные слова.

8. В заключении сборника читатели найдут очерки о жизни и трудах святых Андрея и Иоанна, основой для которых послужила книга «Церковные песнотворцы», написанная замечательным знатоком и исследователем богослужения, гимнографом схимонахиней Игнатией Пузик. В них, среди прочего, изъясняются каноны Святой Пасхи, Недели жен-мироносиц, Пятидесятницы.

***

Святая Церковь сохранила нам неоценимое сокровище своего богослужения на протяжении многих веков. Сила и красота этого богослужения, его воздействие на человеческую душу не потерялись до нашего времени. И среди живого наследия Церкви — в совершении чина божественной службы, пленяющей человеческую душу в горняя, — особенно ценны, особенно охраняются труды святых отцов, посвятивших себя составлению песней церковных, образующих весь чин богослужения. В числе этих бессмертных имен, давших людям неугасающее пламя Божественной жизни одно из видных мест занимают имена святителя Андрея Критского и преподобного Иоанна Дамаскина — богословов и песнотворцев VII—VIII веков. Книга предназначена для вдумчивого читателя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать