Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
В этой книге, по словам издателей, представлены наиболее яркие события жизни великого святителя и подробный обзор его многолетних трудов и творений в защиту истинной веры, имеющих огромное значение для Христианской Церкви. Для всех христиан святой Афанасий Великий, память которого Святая Церковь чтит 31 января, служит образцом мужественного исповедания веры и неусыпного попечения о чистоте ее. Посему обозрение его жизни, его многочисленных трудов и творений в защиту истинной веры может быть в настоящее время вдвойне полезно — и в смысле указания в нем положительного примера веры и образца осуществления ее в неуклонно истинно христианской жизни. И в смысле указания тщетности усилий современного неверия водрузить свое знамя на несокрушимой стене Православия, упирающегося на такие гранитные столпы его, каким был, например, святой Афанасий.
По словам автора, жизнь и вера святого Афанасия так тесно связаны между собой, что его жизнь была истинным выражением его веры, а вера была его жизнью, так что у него не было жизни вне веры и веры — без жизни. Это был чистейший алмаз, который, с какой бы стороны ни рассматривали его, всегда и везде оказывался одинаково драгоценным, светлым и прекрасным во всех отношениях. По слову того же богослова Григория, «он совмещал в себе все добродетели в совокупности их». Но и он, подобно всем святым, не сразу достиг такой высоты духа. И он был юным, был мужем и старцем. И он сначала был руководим, а потом сам управлял великим множеством других. И он страдал и торжествовал победы.
С этих аспектов автор и рассматривает многолетнюю и разнообразную жизнь святителя Афанасия, с ее различными соотношениями с императорами, патриархами, множеством епископов, пресвитеров и мирян всего тогда известного мира, простиравшегося от Александрии до Константинополя и от Рима до Иерусалима и Антиохии. Как отмечает автор, были времена, когда о святом Афанасии говорил весь христианский мир, и были моменты, когда, по-видимому, на него одного опиралась судьба всего Православия, беспощадно гонимого и притесняемого злыми еретиками-арианами. И святой Афанасий, удержав неистовый натиск бесчисленного сонма этих злодеев, победоносно вынес знамя Православия целым и невредимым.
В своих творениях и живых воспоминаниях современников о его неустанной борьбе с еретиками святитель оставил вековечные памятники несокрушимости православной веры никакими ее врагами, исходящими из самых врат адовых, а тем более ее неуязвимости мелкими современными нападками. Почти все творения святого Афанасия Великого писались по поводу живых обстоятельств церковно-религиозной жизни его времени. Великий переворот, совершавшийся во всех сферах мировой жизни через смену язычества христианством, особенно сильно проявлялся в центре умственной жизни древнего мира — в Александрии. Все люди спешили, так или иначе, высказаться во время этого движения.
Не мог отказаться от своего горячего стремления высказать святую истину, долженствовавшую сменить языческую ложь, и юный Афанасий. И вот первым плодом его богословского ума и христианского одушевления было его сочинение под названием «Слово на язычников». Встав потом лицом к лицу с Арием и арианами, святой Афанасий всю мощь своих сил употребил на ниспровержение этой страшной ереси и на упрочение исконного, истинного учения о Божестве Иисуса Христа. Чаше он действовал в этом направлении делом и словом, но нередко прибегал и к письменному выражению и изложению своего учения о Боге вообще, обо всех Лицах Святой Троицы в частности и о Сыне Божием в особенности.
От многих его писаний уцелели драгоценнейшие письменные памятники веры Александрийского архидиакона, а потом и святителя Афанасия, а вместе и многочисленной, верной Православию, его паствы, находившей в творениях святого Афанасия выражение своей веры, раскрытие и обоснование ее на разных незыблемых основах христианского учения, преимущественно же на Слове Божием. Таковы были творения святого Афанасия: «Слово о воплощении Бога Слова», «Изложение веры», четыре Слова против ариан, два Слова против Аполлинария, «Послание о вере к императору Иовиану». Все это были сочинения по преимуществу вероучительные (догматические). В тех же целях раскрытия истинного учения и ниспровержения заблуждений святой Афанасий нередко весьма подробно, а иногда и кратко объяснял многие места Священного Писания.
Таковы, например, его беседы о тексте: вся Мне предана суть Отцем Моим, послание к Маркеллину об истолковании псалмов и самое толкование на псалмы, беседы о Евангелиях от Матфея и Луки. И как архипастырь Афанасий нередко должен был выступать с письменным словом назидания и увещания, тем более, что в то время представители важнейших Церквей вообще имели обыкновение писать окружные послания не только по поводу разных выдающихся обстоятельств, но даже почти во все праздники Пасхи. Из этого рода творений св. Афанасия нужно назвать: Жизнь св. Антония. Сказание об аввах Феодоре и Паммоне и другие. А сколько в своей многотрудной и разнообразной событиями жизни писал он посланий и писем к разным лицам, начиная с императоров и оканчивая простыми иноками?
Труды святого Афанасия Великого имели наибольшее значение в свое время. Тогда, по словам святого Кирилла Александрийскаго, они были «как бы целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений. Но сущность многих лжеучений того времени нередко возвещается и ныне, а потому многие мысли и доводы святителя Афанасия, особенно о Божественном достоинстве Иисуса Христа, и ныне имеют весь свой глубочайший смысл и полное значение, служат драгоценнейшими источниками нравоучения и основами правой веры.
***
По мнению автора, богословы должны быть благодарны святому Афанасию потому, что они в его творениях находят свидетельство о церковном истинном учении почти за 1600 лет, так как святой Афанасий учил тому, что он слышал от некоторых преемников мужей апостольских, и сам был таким свидетелем истины и страдальцем за нее. Наконец, и для всех христиан святой Афанасий служит образцом мужественного исповедания веры и неусыпного попечения о чистоте ее, чем так необходимо запастись многим, особенно ввиду того, что ныне многими вера истинная ниспровергается и проповедуются учения, которые между тем ясно опровергаются творениями святого Афанасия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!