У книжной полки. Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения

22 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Григорий Богослов, характеризуя святого Афанасия Великого, говорил, что его жизнь и нравы могут служить правилом жизни, а верования — догматическими законами. И это имело и имеет значе­ние как для давно минувших веков, так и для нашего времени, обуреваемого и непорядочностью жизни мно­гих, и неверием большинства. Тем неверием, с которым так усиленно и настойчиво боролся всю свою многотрудную жизнь святой Афанасий Великий. О жизни и трудах святителя рассказывает книга епископа Архангельского и Холмогорского Никанора (Каменского), вышедшая в свет в издательстве Белорусского Экзархата Московского Патриархата. Она называется – «Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения».

***

В этой книге, по словам издателей, представлены наиболее яркие события жизни великого святителя и подробный обзор его многолетних трудов и творений в защиту истинной веры, имеющих огромное значение для Христианской Церкви. Для всех христиан святой Афанасий Великий, память которого Святая Церковь чтит 31 января, служит образцом мужественного исповедания веры и неусыпного попечения о чистоте ее. Посему обозрение его жизни, его многочисленных трудов и творений в защиту истинной веры может быть в настоящее время вдвойне полезно — и в смысле указания в нем положительного примера веры и образца осуществления ее в неуклонно истинно христианской жизни. И в смысле указания тщет­ности усилий современного неверия водрузить свое зна­мя на несокрушимой стене Православия, упирающегося на такие гранитные столпы его, каким был, например, святой Афанасий.

По словам автора, жизнь и вера святого Афанасия так тесно связаны между собой, что его жизнь была истинным выражени­ем его веры, а вера была его жизнью, так что у него не было жизни вне веры и веры — без жизни. Это был чи­стейший алмаз, который, с какой бы стороны ни рассмат­ривали его, всегда и везде оказывался одинаково драго­ценным, светлым и прекрасным во всех отношениях. По слову того же богослова Григория, «он совмещал в себе все добродетели в совокупности их». Но и он, подобно всем святым, не сразу достиг такой высоты духа. И он был юным, был мужем и старцем. И он сначала был ру­ководим, а потом сам управлял великим множеством других. И он страдал и торжествовал победы.

С этих аспектов автор и рассматривает многолетнюю и разнообраз­ную жизнь святителя Афанасия, с ее различными соотношениями с императорами, патриархами, множеством епископов, пресвите­ров и мирян всего тогда известного мира, простиравше­гося от Александрии до Константинополя и от Рима до Иерусалима и Антиохии. Как отмечает автор, были времена, когда о святом Афанасии говорил весь христианский мир, и были мо­менты, когда, по-видимому, на него одного опиралась судьба всего Православия, беспощадно гонимого и при­тесняемого злыми еретиками-арианами. И святой Афа­насий, удержав неистовый натиск бесчисленного сонма этих злодеев, победоносно вынес знамя Православия целым и невредимым.

В своих творениях и живых вос­поминаниях современников о его неустанной борьбе с еретиками святитель оставил вековечные памятники несокру­шимости православной веры никакими ее врагами, исходящи­ми из самых врат адовых, а тем более ее неуязвимости мелкими современными нападками. Почти все творения святого Афанасия Великого писались по поводу живых обстоятельств церковно-религиозной жизни его времени. Великий переворот, совершавшийся во всех сферах мировой жизни через смену язычества христианством, особенно сильно проявлялся в центре умственной жизни древнего мира — в Александрии. Все люди спешили, так или иначе, высказаться во время этого движе­ния.

Не мог отказаться от своего горячего стремления высказать святую истину, долженствовавшую сменить языческую ложь, и юный Афанасий. И вот первым плодом его богословского ума и христианского одушевле­ния было его сочинение под названием «Слово на языч­ников». Встав потом лицом к лицу с Арием и арианами, свя­той Афанасий всю мощь своих сил употребил на ниспровержение этой страшной ереси и на упрочение исконного, истинного учения о Божестве Иисуса Хрис­та. Чаше он действовал в этом направлении делом и словом, но нередко прибегал и к письменному выраже­нию и изложению своего учения о Боге вообще, обо всех Лицах Святой Троицы в частности и о Сыне Божием в особенности.

От многих его писаний уцелели драгоценнейшие письменные памятники веры Алексан­дрийского архидиакона, а потом и святителя Афанасия, а вместе и многочисленной, верной Православию, его паствы, находившей в творениях святого Афанасия вы­ражение своей веры, раскрытие и обоснование ее на раз­ных незыблемых основах христианского учения, пре­имущественно же на Слове Божием. Таковы были тво­рения святого Афанасия: «Слово о воплощении Бога Слова», «Изложение веры», четыре Слова против ариан, два Слова против Аполлинария, «Послание о вере к императору Иовиану». Все это были сочинения по преимуществу вероучительные (догматические). В тех же целях раскрытия истинного учения и ниспроверже­ния заблуждений святой Афанасий нередко весьма подробно, а иногда и кратко объяснял многие места Свя­щенного Писания.

Таковы, например, его беседы о тек­сте: вся Мне предана суть Отцем Моим, послание к Маркеллину об истолковании псалмов и самое толко­вание на псалмы, беседы о Евангелиях от Матфея и Луки. И как архипастырь Афанасий нередко должен был выступать с письменным словом назидания и увеща­ния, тем более, что в то время представители важней­ших Церквей вообще имели обыкновение писать ок­ружные послания не только по поводу разных выдаю­щихся обстоятельств, но даже почти во все праздники Пасхи. Из этого рода творений св. Афанасия нужно назвать: Жизнь св. Антония. Сказание об аввах Феодоре и Паммоне и другие. А сколько в своей многотрудной и разнообразной событиями жизни писал он посланий и писем к разным лицам, начиная с императоров и оканчивая простыми иноками?

Труды святого Афанасия Великого имели наибольшее значение в свое время. Тогда, по словам святого Кирилла Александрийскаго, они были «как бы целительный бальзам, оживлявший вселенную», страдавшую многими недугами лжеучений. Но сущность многих лжеучений того времени нередко возвещается и ныне, а потому многие мысли и доводы святителя Афанасия, особенно о Божественном достоинстве Иисуса Христа, и ныне имеют весь свой глубочайший смысл и полное значение, служат драгоценнейшими источниками нравоучения и основами правой веры.

***

По мнению автора, богословы должны быть благодарны святому Афана­сию потому, что они в его творениях находят свидетель­ство о церковном истинном учении почти за 1600 лет, так как святой Афанасий учил тому, что он слышал от некоторых преемников мужей апостольских, и сам был таким свидетелем истины и страдальцем за нее. Нако­нец, и для всех христиан святой Афанасий служит об­разцом мужественного исповедания веры и неусыпного попечения о чистоте ее, чем так необходимо запастись многим, особенно ввиду того, что ныне многими вера истинная ниспровергается и проповедуются учения, которые между тем ясно опровергаются творениями святого Афанасия.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать