***
1. «Разумеешь ли, что читаешь? Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Этот известный многим диалог из Книги Деяний прекрасно показывает, что невозможно понять Священное Писание самому, не будучи кем-то наученным. И примеры из нашей жизни — прямое тому подтверждение. Один человек, крестившись в зрелом возрасте, решил самостоятельно изучить веру. Еще со школьной скамьи он привык сам разбираться и доходить до самой сути правил и теорем. И теперь, надеясь на свои способности, он взялся за самостоятельное изучение Евангелия. С усердием читал он главу за главой и, как ему казалось, добрался до истины. И вот к чему он пришел.
2. «Иисус Христос, по его мнению, родился как обычный человек, жил чисто и праведно, и за это при крещении в Иорданских водах получил особую благодать от Бога и способность лечить болезни, изгонять бесов, ходить по водам, кормить тысячи людей несколькими хлебами и прочее». И человеку очень захотелось того же: «Вот бы и мне иметь такие возможности! — подумал он. — Но как? Наверное, надо хорошо жить: делать добро, другим говорить о вере — и сила чудотворений будет дана!?». Вот такое странное понимание Евангелия сложилось в результате, когда человек пытался понять его своим умом, зараженным греховными понятиями и представлениями. Не случайно Церковь учит читать Евангелие с толкованиями святых отцов.
3. Другой пример человека, который начал читать Священное Писание еще в советский период и всем своим знакомым бесстрашно говорил о Боге. Одни его слушали с интересом, другие спорили, третьи предупреждали об опасных последствиях такой смелости. Но он никого и ничего не боялся, продолжая «проповедовать». С началом перестройки открылись храмы, появилась возможность посещать богослужения, читать православную литературу. Этот человек тоже делал попытки воцерковления, но что-то пошло не так — и из проповедника он постепенно превратился в богохульника. Из этого примера видно, что этому человеку чтение и проповедь Священного Писания пошла не на пользу. Возможно, что делал он это не с тем намерением, каким должно.
4. «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Евангелие, как и все книги Священного Писания, богодухновенно, то есть написано святыми людьми по внушению Святого Духа и полноценно пониматься может только теми, чей ум просвещен Святым Духом. Таковы были святые отцы, таковы их писания. «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. — предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). — Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний».
5. Примеров различных заблуждений в современной церковной практике немало, и основная причина ошибок в том, что мы пытаемся постичь Священное Писание своим умом. Наш ум, к глубокому нашему сожалению, поврежден грехопадением и не способен сразу к пониманию вещей духовных. Поэтому, чтоб изучить Священное Писание нам надо прибегать к помощи людей более опытных, или к творениям святых отцов. Вспомним, что даже самым простым вещам нас всегда обучали: родители, воспитатели, педагоги. Тем более изучение веры. Но нам почему-то представляется это делом легким, к которому мы, имея светское образование и житейский опыт, считаем себя вполне способными, и по этой причине в учителях как будто не нуждаемся. А такая самоуверенность может сослужить нам плохую службу.
6. В правильном понимании слова Божия нам необходима помощь, и поэтому Церковь учит нас читать Евангелие с толкованием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «При чтении евангелистов должно читать и «Благовестник», то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским. Чтение «Благовестника» необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви… В чтении отеческих писаний нужно соблюдать постепенность и никак не читать их поспешно».
7. Как мы уже сказали в начале передачи, в книгу входят статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) о чтении Евангелия и святых отцов. Приведем здесь некоторые его высказывания: «Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие». «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию». «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия».
***
Все эти и многие другие глубоко назидательные слова вы найдете в приложении к Евангелию. Надеемся, что его чтение принесет вам большую пользу и поможет строить свою жизнь согласно евангельским заповедям. Так же напомним, что более доступным для понимания будет «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» архиепископа Аверкия (Таушева), почти современного нам автора. А завершим мы нашу программу словами все того же святителя Игнатия (Брянчанинова): «Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря и потому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечные казни или вечное блаженство».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!