Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Сегодня мы продолжаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В предыдущих программах на нашей книжной полке были представлены четыре тома, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти» и «Слово о человеке» и «Аскетическая проповедь». Пятый том получил название - «Приношение современному монашеству», и является драгоценнейшим памятником русской национальной культуры. Поразительный по духовной тонкости, интеллектуальной мощи, богатству языка и аскетической строгости, этот труд есть своего рода энциклопедия устроения и жизни монашеской души в чреде скорбей и радостей иноческого бытия.
2. Сочинение такого уровня в 19 веке стало первым после творений преподобного Нила Сорского. Сам Святитель это прекрасно понимал, со смирением отмечая, что его аскетический труд содержит «в себе приспособление учения преподобного Нила к современному монашеству», то есть, в сущности, служит учебником душевного делания и подвига, руководством по достижению и претворению в жизнь монашеского идеала. В предисловии книги святитель пишет: «Приближаясь к концу земного странствования, я счел долгом моим составить духовное завещание на духовные блага, которыми ущедрила меня десница Бога моего. Завещанием называю душеспасительное слово: исполнители этого слова вступают во владение духовными благами.
3. Завещание приношу в дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам. Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостию. Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в незаходимый свет для вечного блаженства».
4. Святитель называет свое сочинение - таинственною исповедию. «Прошу принять исповедь, - пишет он, - с вниманием и христианским снисхождением! она достойна того и другого. Предлагаемое мною учение заимствовано из святого учения святых Отцов Православной Церкви, и теоретически, и опытно ознакомившихся с учением Евангелия, усвоивших себе это учение». По словам святителя, очень многими потрясениями был испытан он в жизни. И поэтому Владыка, как добрый пастырь, обращает ко всем вступившим на путь монашеского делания - голос заботливого предостережения. «Так, - говорит преосвященный автор, - поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии! Свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие или уже и вступили в путь, не зная его или ознакомясь с ним лишь поверхностно по описаниям устаревшим».
5. Рассматривая содержание книги, отметим, что в первой главе говорится о важности изучения евангельских заповедей и о жительстве в соответствии с ними. «Инок, - пишет святитель, - с самого вступления своего в монастырь должен заняться со всевозможною тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти и он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия. Таково завещание Самого Спасителя». Однако это завещание дано не только монахам, но и всем людям. Ведь страшный суд предстоит всем, и не только монахи будут судимы на Суде Божием по евангельским заповедям, но все люди, о чем святитель и напоминает во второй главе.
6. Из вышесказанного, по словам святителя, «явствует, что главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Впрочем, как учит святой отец, новоначальный должен сперва изучать заповеди Господа в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих евангелистах, при исполнении заповедей делами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделаются удобопонятнее. При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским». По словам святителя, «чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его».
7. Святитель отмечает: «правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно. Руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви». Особенно это необходимо и полезно сейчас, «в наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произнесли свое учение отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем Отечестве». Такова была и архипастырская цель при изложении предложенных в книге советов.
8. Уповаем, - пишет Святитель Игнатий, - что они могут служить руководством для иноков нашего времени, по тому положению, которое им предоставлено Промыслом Божиим. Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворье или при часовне, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, занимающего при нем какую-либо ученую или административную должность, – даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением.
***
«Приношение современному монашеству» - это выдающееся сочинение «по характеру подходит к писаниям древних аскетов» и, является величайшим вкладом в сокровищницу мирового христианства. В то же время оно представляет собой душеполезное и «назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление». «Братия! – обращается к нам Святитель Игнатий. - Примите приношение духовное и не осудите за скудость его. Скудость приношения свидетельствует о скудости имущества. Вашею верою и усердием восполните эту скудость, а молитвами и благословением вознаградите потрудившегося для своего и вашего спасения».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!