У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству

23 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «душевное делание естественно человеку и составляет неотъемлемую принадлежность его. Человек не может быть без мыслей и чувствований. Мысли и чувствования служат признаком жизни человека. Непрестанное занятие естественно душе. Дать душе занятие богоугодное есть непременная обязанность каждого, вступившего в монастырь. Такое занятие святыми отцами названо душевным деланием, умным подвигом, блюдением ума, хранением сердца, трезвением, вниманием. В помощь желающему стяжать спасительное душевное делание» святитель Игнатий предлагает советы, заимствованные из Священного Писания и писаний отеческих. Они собраны на страницах пятого тома сочинений Владыки, который сегодня мы и предлагаем вашему вниманию.

***

1. Сегодня мы продолжаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В предыдущих программах на нашей книжной полке были представлены четыре тома, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти» и «Слово о человеке» и  «Аскетическая проповедь». Пятый том получил название - «Приношение современному монашеству», и является драгоценнейшим памятником русской национальной культуры. Поразительный по духовной тонкости, интеллектуальной мощи, богатству языка и аскетической строгости, этот труд есть своего рода энциклопедия устроения и жизни монашеской души в чреде скорбей и радостей иноческого бытия.

2. Сочинение такого уровня в 19 веке стало первым после творений преподобного Нила Сорского. Сам Святитель это прекрасно понимал, со смирением отмечая, что его аскетический труд содержит «в себе приспособление учения преподобного Нила к современному монашеству», то есть, в сущности, служит учебником душевного делания и подвига, руководством по достижению и претворению в жизнь монашеского идеала. В предисловии книги святитель пишет: «Приближаясь к концу земного странствования, я счел долгом моим составить духовное завещание на духовные блага, которыми ущедрила меня десница Бога моего. Завещанием называю душеспасительное слово: исполнители этого слова вступают во владение духовными благами.

3. Завещание приношу в дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам. Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостию. Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в незаходимый свет для вечного блаженства».

4. Святитель называет свое сочинение - таинственною исповедию. «Прошу принять исповедь, - пишет он, -  с вниманием и христианским снисхождением! она достойна того и другого. Предлагаемое мною учение заимствовано из святого учения святых Отцов Православной Церкви, и теоретически, и опытно ознакомившихся с учением Евангелия, усвоивших себе это учение». По словам святителя, очень многими потрясениями был испытан он в жизни. И поэтому Владыка, как добрый пастырь, обращает ко всем вступившим на путь монашеского делания - голос заботливого предостережения. «Так, - говорит преосвященный автор, - поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии! Свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие или уже и вступили в путь, не зная его или ознакомясь с ним лишь поверхностно по описаниям устаревшим».

5. Рассматривая содержание книги, отметим, что в первой главе говорится о важности изучения евангельских заповедей и о жительстве в соответствии с ними. «Инок, - пишет святитель, -  с самого вступления своего в монастырь должен заняться со всевозможною тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти и он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия. Таково завещание Самого Спасителя». Однако это завещание дано не только монахам, но и всем людям. Ведь страшный суд предстоит всем, и не только монахи будут судимы на Суде Божием по евангельским заповедям, но все люди, о чем святитель и напоминает во второй главе.

6. Из вышесказанного, по словам святителя, «явствует, что главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Впрочем, как учит святой отец, новоначальный должен сперва изучать заповеди Господа в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих евангелистах, при исполнении заповедей делами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделаются удобопонятнее. При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским». По словам святителя, «чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его».

7. Святитель отмечает: «правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно. Руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви». Особенно это необходимо и полезно сейчас, «в наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произнесли свое учение отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем Отечестве». Такова была и архипастырская цель  при изложении предложенных в книге советов.

8. Уповаем, - пишет Святитель Игнатий, - что они могут служить руководством для иноков нашего времени, по тому положению, которое им предоставлено Промыслом Божиим. Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворье или при часовне, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, занимающего при нем какую-либо ученую или административную должность, – даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением.

***

«Приношение современному монашеству» - это выдающееся сочинение «по характеру подходит к писаниям древних аскетов» и, является величайшим вкладом в сокровищницу мирового христианства. В то же время оно представляет собой душеполезное и «назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление». «Братия! – обращается к нам Святитель Игнатий. - Примите приношение духовное и не осудите за скудость его. Скудость приношения свидетельствует о скудости имущества. Вашею верою и усердием восполните эту скудость, а молитвами и благословением вознаградите потрудившегося для своего и вашего спасения».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать