У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной

22 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом», - говорит нам в Евангелии Господь. Поэтому так важно, особенно сейчас, когда грядет Великий пост, не забывать об усиленной молитве и воздержании по силам. «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже бес? – Можно», - писал святитель Феофан Затворник. Как постичь премудрости молитвы? В этом поможет книга «Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной» на основе трудов всеми любимого святителя Игнатия (Брянчанинова). Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и находится сегодня на нашей книжной полке.

***

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов) - это русский святой, один из самых цитируемых в русскоязычной среде православных христиан. Святитель оставил огромное духовное наследие, ознакомиться с которым по разным причинам получается далеко не у всех. Поэтому издательство Сретенского монастыря выпустило особенный сборник, в который вошли самые значимые статьи святителя Игнатия о церковной и келейной (домашней) молитве из 1, 2, 4 и 5-го томов его сочинений. «Научись молиться Богу правильно, – пишет святитель. – Научившись молиться правильно, молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение».

2. В предисловии книги архимандрит Иов (Гумеров) пишет: «Цель нашей духовной жизни - реальное и живое общение с Богом и соединение с Ним. Достигается это молитвой и исполнением Божественных заповедей. Любовь к молитве определяется нашей любовью к Богу. «Душа, любящая Господа, - учит святитель Игнатий, - непрестанно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, имеет в уме и на устах»! В предложенных читателю творениях указаны пути к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы. Этому учит святитель не только своими аскетическими опытами, проникнутыми духом святоотеческого богословия, но и подвигом своей святой жизни».

3. Об этом, по словам отца Иова, мы знаем от близких его учеников, издавших в 1881 году «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова»: «Он любил посещать церковь, а дома имел обыкновение молиться часто в течение дня, не ограничиваясь установленным временем утром и вечером. Молитва его не походила на урочное вычитывание, часто торопливое и машинальное, что так обыкновенно у детей. Он приучался к внимательной молитве, которая начинается с благоговейного предстояния и неспешного произношения слов молитвенных, и так преуспевал в ней, что еще в детстве наслаждался ее благодатными плодами. Учась молиться внимательно, он с благоговением относился ко всему священному, внушая это благоговение и прочим своим братьям и сестрам. Евангелие всегда читал с умилением, размышляя о читанном».

4. Когда святитель Игнатий на шестнадцатом году жизни оставил родительский дом и, исполняя волю отца, поступил в Петербурге в Главное инженерное училище, у него большую часть времени занимала учеба. Однако он стал внимательно и непрестанно творить молитву внутреннюю. Не оставлял ее даже во сне. «Бывало, с вечера, - рассказывал он впоследствии о себе, - ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не изменяя положения, не прерывая молитв, встанешь утром идти на службу, в классы». Умную и сердечную молитву святитель Игнатий творил до конца жизни.

5. Как отмечает отец Иов, постоянное пребывание в молитвенном состоянии не является лишь уделом святых и подвижников благочестия. Всем нам дана заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес 5, 17). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так изъясняет эту заповедь: «Чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, придет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостию прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь»! Чтобы исполнить эту заповедь, святитель Игнатий советует постоянно творить какую-либо краткую молитву. «Непрестанною молитвою, - пишет святитель Игнатий, - уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь».

6. На вопрос, нужны ли Богу наши молитвы? – святитель отвечает: не нужны. Потому что «Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Богу, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом».

7. В проповеди в Неделю жен-мироносиц святитель Игнатий призывал отречься от жертвы греху и на эту цену купить миро - благое произволение. «Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжавает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается, по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения». Таким проповедником воскресения был и святитель Игнатий. Господь призвал его к вечной блаженной жизни 13 мая 1867 года, в пасхальную Неделю святых жен-мироносиц.

8. В этой книге даны ответы на наиболее частые вопросы о молитве: почему Бог не отвечает на молитвы, почему не дает просимого? Как не терять внимание во время молитвы? Как пост может помочь молитвенному деланию? Как много нужно молиться? Как быть, если молитва дается с большим трудом? Зачем нужно молитвенное правило, обязательно ли исполнять его? Как научиться непрестанной молитве? Здесь также можно найти информацию о церковной молитве – о том, какие бывают службы, с каким расположением духа должно приходить в церковь, чтобы соборно помолиться. Как отмечают издатели, благодаря этой книге читатель сможет приблизиться к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы. Она, по учению святых отцов, есть «источник добродетелей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, отсечение отчаяния, указание надежды, разрешение печали, богатство монахов».

***

Почему молитва называется источником добродетелей? «Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, – усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). По мнению издателей, эта книга будет интересна всем православным христианам: и тем, кто только приходит к вере – в книге есть глава о молитве новоначальных, и тем, кто в Церкви давно, а также монашествующим – в книге есть главы, посвященные иноческой молитве. Для кого-то это издание может стать первым шагом на пути к знакомству с духовным наследием великого подвижника Русской Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать