Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Основная тема проповедей святителя Игнатия, как одного из великих учителей покаяния – это терпение в крестоношении и покаянии. По словам самого автора, «по великой милости Божией изображено здесь поприще покаяния живописью слова». Призывая к покаянию, святитель нередко говорит о противодействии грехам, напоминает о духовном и телесном подвиге, о любви к Богу и ближним. Так как большая часть проповедей посвящены Великому посту, то в соответствии с этим на страницах книги вы найдете размышления владыки Игнатия о славе и красоте Православия, о благодатности поста и молитвы, о святости мира Христова, о безусловной ценности свободы о Христе. Завершает книгу изложение православного учения о Пресвятой Богородице.
2. В предисловии святитель Игнатий пишет: «В 1863 году были изданы некоторые поучения мои. Здесь предлагается пересмотренное и пополненное собрание поучений, бесед и слов моих, произнесенных и не произнесенных, написанных для чтения в церкви и для чтения келейного. При этом характер их сделался еще определеннее, и название «Аскетическая проповедь» оказалось названием для них вполне соответствующим. Ознакомившиеся с «Аскетическими опытами», написанными мною в сане архимандрита, ясно увидят, что образ мыслей, изложенный в «Аскетической проповеди», естественно вытекает из монашеского жительства и находится с ним в неразрывной связи. Проповедь служит пополнением к описанию духовного христианского подвига, значительно объясняет его. Из этого, говорит святитель, отнюдь не следует, чтоб чтение ее приличествовало одним монашествующим: оно приличествует всем православным христианам, желающим ознакомиться с подвижническою жизнию по разуму святых Отцов, по разуму Церкви».
3. Открывает книгу речь, произнесенная святителем по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года. Приветствуя паству, Владыка отмечает, что пришел он « с посохом пастыря» «по завещанию Господа» проповедовать о Царствии Небесном, о Царствии Божием. По слову архипастыря, «мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, – питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, воедино. Человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом».
4. Именно такой мир испрашивал святитель Игнатий себе и возлюбленной пастве, вступая на ставропольскую кафедру, чтобы соблюсти для Христа «земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь». Следующие за этой речью проповеди настраивают читателя на покаянный лад, что особенно важно сейчас в последние дни рождественского поста. В одной из них преосвященный автор вновь и вновь напоминает нам, что если кто хочет постоянно пребывать «со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его», всегда может это сделать. «Как», - спросите вы. А святитель отвечает: «Желающие приступить к Господу, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которого говорит и действует Христос».
5. «Слова Евангелия, - говорит святитель Игнатий, - «Дух суть, и живот суть» (Ин. VI, 63). Они плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностью, оживотворяют». Но, как отмечает архипастырь, те, кто приступает к Богу через чтение Святого Евангелия, должные это делать «с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашим смирением, - говорит святитель, - соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам Господь из святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению святого Евангелия».
6. Таким руководителем является для нас и сам святитель Игнатий, который далее в своих проповедях объясняет нам Евангельские зачала, читаемые на богослужениях. Обратимся к следующему поучению святителя о покаянии. Прежде всего архипастырь напоминает нам слова Спасителя: ««Покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф. 4, 17). С этих глубоких и священных слов, как говорит святитель, началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самой жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святой апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам «еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20, 21).
7. Таким образом, как отмечает преосвященный автор, «чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние. Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании». А его объясняет нам святитель Игнатий со страниц этой книги. Он говорит нам о спасении, которое уже уготовано каждому из нас Спасителем нашим, и главный труд наш на земле для достижения Царства Небесного – это труд покаяния. А с этим трудом связаны и любовь к Богу, и исповедание Его, и благодарение, и славословие, возносимое Господу. Об этом и многом другом говорит святитель Игнатий в своих «Аскетических проповедях».
***
В завершение программы хочется отметить, что все проповеди святителя Игнатия основаны на его личном опыте подвижнической жизни. Всецело руководствуясь нравственным преданием Православной Церкви, святитель-аскет, по словам игумена Марка (Лозинского), опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность и многие другие добродетели. О чем он сейчас беседует с нами со страниц этой книги. Она, по словам владыки Игнатия, составляет «чтение, крайне полезное для современных истинных христиан, крайне нужное для них по духу и настроениям современным». Руководствуясь наставлениями святителя, мы можем работать над собой, следуя по пути спасения. Для спасения душ читателей и самого автора и написана эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!