У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь

30 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег».  В предыдущих программах на нашей книжной полке были представлены три первых тома, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти» и «Слово о человеке». В «Аскетических опытах» изложено описание духовного христианского подвига, о котором святитель Игнатий говорит и в своих проповедях, которые он так же называет аскетическими. Эти проповеди составили четвертый том настоящего собрания сочинений святителя Игнатия, и эту книгу мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Основная тема проповедей святителя Игнатия, как одного из великих учителей покаяния – это терпение в крестоношении и покаянии. По словам самого автора, «по великой милости Божией изображено здесь поприще покаяния живописью слова». Призывая к покаянию, святитель нередко говорит о противодействии грехам, напоминает о духовном и телесном подвиге, о любви к Богу и ближним. Так как большая часть проповедей посвящены Великому посту, то в соответствии с этим на страницах книги вы найдете размышления владыки Игнатия о славе и красоте Пра­вославия, о благодатности поста и молитвы, о святости мира Христова, о безусловной ценности свободы о Христе. Завершает книгу изложение православного учения о Пресвятой Богородице.

2. В предисловии святитель Игнатий пишет: «В 1863 году были изданы некоторые поучения мои. Здесь предлагается пересмотренное и попол­ненное собрание поучений, бесед и слов моих, произнесенных и не произнесенных, написанных для чтения в церкви и для чтения келейного. При этом характер их сделался еще определеннее, и название «Аскетическая проповедь» оказалось названием для них вполне соответствующим. Ознакомившиеся с «Аскетическими опытами», написанными мною в сане архимандрита, ясно уви­дят, что образ мыслей, изложенный в «Аскетичес­кой проповеди», естественно вытекает из монашес­кого жительства и находится с ним в неразрывной связи. Проповедь служит пополнением к описанию духовного христианского подвига, значительно объясняет его. Из этого, говорит святитель, отнюдь не следует, чтоб чтение ее приличествовало одним монашествую­щим: оно приличествует всем православным хрис­тианам, желающим ознакомиться с подвижническою жизнию по разуму святых Отцов, по разуму Церкви».

3. Открывает книгу речь, произнесенная святителем по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года. Приветствуя паству, Владыка отмечает, что пришел он « с посохом пастыря» «по завещанию Господа» проповедовать о Царствии Небесном, о Царствии Божием. По слову архипастыря, «мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, – питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, воедино. Человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом».

4. Именно такой мир испрашивал святитель Игнатий себе и возлюбленной пастве, вступая на ставропольскую кафедру, чтобы соблюсти для Христа «земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь». Следующие за этой речью проповеди настраивают читателя на покаянный лад, что особенно важно сейчас в последние дни рождественского поста. В одной из них преосвященный автор вновь и вновь напоминает нам, что если кто хочет постоянно пребывать «со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его», всегда может это сделать. «Как», - спросите вы. А святитель отвечает: «Желающие приступить к Господу, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которого говорит и действует Христос».

5. «Слова Евангелия, - говорит святитель Игнатий, - «Дух суть, и живот суть» (Ин. VI, 63). Они плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностью, оживотворяют». Но, как отмечает архипастырь, те, кто приступает к Богу через чтение Святого Евангелия, должные это делать «с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашим смирением, - говорит святитель, - соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам Господь из святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению святого Евангелия».

6. Таким руководителем является для нас и сам святитель Игнатий, который далее в своих проповедях объясняет нам Евангельские зачала, читаемые на богослужениях. Обратимся к следующему поучению святителя о покаянии. Прежде всего архипастырь напоминает нам слова Спасителя: ««Покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф. 4, 17). С этих глубоких и священных слов, как говорит святитель, началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самой жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святой апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам «еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20, 21).

7. Таким образом, как отмечает преосвященный автор, «чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние. Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании». А его объясняет нам святитель Игнатий со страниц этой книги. Он говорит нам о спасении, которое уже уготовано каждому из нас Спасителем нашим, и главный труд наш на земле для достижения Царства Небесного – это труд покаяния. А с этим трудом связаны и любовь к Богу, и исповедание Его, и благодарение, и славословие, возносимое Господу. Об этом и многом другом говорит святитель Игнатий в своих «Аскетических проповедях».

***

В завершение программы хочется отметить, что все проповеди святителя Игнатия основаны на его личном опыте подвижнической жизни. Всецело руководствуясь нравственным преданием Православной Церкви, святитель-аскет, по словам игумена Марка (Лозинского), опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность и многие другие добродетели. О чем он сейчас беседует с нами со страниц этой книги. Она, по словам владыки Игнатия, составляет «чтение, крайне полезное для современных истинных христиан, крайне нужное для них по духу и настроениям современ­ным». Руководствуясь наставлениями святителя, мы можем работать над собой, следуя по пути спасения. Для спасения душ читателей и самого автора и написана эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать