У книжной полки. Святая блаженная Ксения Петербургская

5 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Особое место в истории русской святости занимает блаженная Ксения Петербургская. С одной стороны, она строгая подвижница, в ничто вменившая все блага суетного мира. А с другой — почти романтическая героиня, познавшая вершину земного счастья в разделенной любви, утратив которое она приобщилась к счастью небесному. Потеряв мужа, блаженная Ксения не отчаялась, но укрепляясь молитвой, постом и бдением, с помощью Божией стала великой проповедницей неземной правды и скорой помощницей всем скорбящим. Не имея собственных детей, она стала матерью для сирот и обездоленных. Лишилась семейного счастья, она устраивала семейное счастье многих других. Отвергнувши себя, она приобрела большее. О святой Ксении рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

В этом сборнике, вышедшем в свет в издательстве Благовест, представлены материалы о блаженной Ксении Петербургской. Он включает в себя рассказ о житии и канонизации блаженной, свидетельства о чудесах, произошедших по молит­вам святой. Также в сборник включены акафист и молитвы блаженной, рассказ о храме и часовне святой Ксении на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Как говорится в издании, первые достоверные сведения о блаженной относятся к ее замужеству. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась бра­ком с Андреем Федоровичем Петровым, который был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу в неболь­шом домике на Петербургской стороне.

Но недолго судил Господь молодой чете идти вмес­те по жизненному пути — смерть разлучила их. Андрей Федорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться и при­частиться. Это трагиче­ское событие изменило жизнь молодой жен­щины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Глядя на вдову, казалось, что она помешалась от горя. Когда Андрея Федоровича повезли на клад­бище, блаженная надела на себя его военную одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз — и в таком костюме, к удивлению, всех родственни­ков и знакомых, пошла провожать гроб суп­руга.

Все, увидев молодую вдову в таком виде, пытались урезонить ее. Но в ответ на их сочувс­твенные речи Ксения Григорьевна отвечала: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». После похорон, раздав все, что имела, она в одном только мужнином костюме вышла на ули­цу на свое подвижническое странствие. Так окон­чилась жизнь полковничьей вдовы Петровой и началось житие юродивой Ксении. Более сорока лет несла блаженная Ксения, некогда безмятежно счастливая — любящая и люби­мая, подвиг юродства. Притворяясь безумной, отказавшись от собственного имени, она скита­лась без пристанища и в дождь, и в зной, и в стужу.

Как отмечает составитель книги, можно лишь удивляться тому, как могла блаженная Ксения, уже, будучи старенькой и слабой, выдерживать проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Но она несла в себе такой сильный внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становит­ся возможным. Многие богатые купцы, зная, что благословение блаженной приносит благоденствие и удачу, предлагали ей поселиться у них и распоряжаться в их домах по-своему усмотрению. Но на такие предложения святая Ксения всегда отвечала: «Зачем мне без нужды страдать?»

Действительно, жизнь в почете в богатом доме была для блаженной страданием. Ее счастье было в Боге, в помощи ближним, в добровольной нищете Христа ради. Так и прожила она в этой нищете, не имея места, где голову склонить. И так велико было «бесстрастие к тленному миру» в блаженной Ксении, что и не заметили петербуржцы, как слилась с небесной земная жизнь их помощницы и заступницы. В письменных свидетельствах не сохрани­лось сведений о точном времени и обстоятельс­твах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако сохранившееся до наших дней преда­ние говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия.

Погребли блаженную на Смоленском клад­бище. Известно, что и по смерти блаженной на Петербургской стороне часто видели высокую, ху­дую, бедно одетую старушку, которая предупреж­дала об опасности, спасала от бедствий. Иногда она советовала сходить на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по рабе Божией Ксении. Достоверно известно, что массовое паломничество на могилу блаженной Ксении началось в 1820-м. Как и при жизни блаженной, по ее молитвам люди получали помощь, чудесам и исцелениям не было конца. И вот уже более двух столетий не иссякает помощь блаженной Ксении. А ее мо­гилу называют в Петербурге «всенародной приемной».

Но несмотря на все чудеса, происходящие по молитвам к святой Ксении, вопрос об ее официальной канонизации долгое время даже не рассматривался. В Синодальный период даже канонизации святителей и преподобных шли с больши­ми трудностями. А о прославлении блажен­ной и речи быть не могло, поскольку согласно «Духовному регламенту» Петра I, ставшему своего рода Уставом Русской Церкви, юроди­вые воспринимались как мошенники или бесноватые — злостные нарушители дисциплины и общественного порядка, с которыми следует бороться, но никак не прославлять. После окончания Синодального периода Русская Церковь оказалась еще в более тяж­ком положении. В условиях непрекращающе­гося гонения на Церковь в Советском Союзе не могло быть никакой канонизации — будь то подвижники благочестия, юродивые или мученики. 

Несколько лучше дела с канонизацией обсто­яли в русском рассеянии. Уже в начале 70-х го­дов XX века Русская Зарубежная Церковь начала фиксировать случаи молитвенной помощи блаженной Ксении по всему миру. Зарубежный Синод рассмотрел житие святой подвижницы, написан­ное еще до революции, и в 1978 году принял ре­шение о ее канонизации. В ходе подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси вопрос о канонизации ряда по­движников благочестия встал уже и в России. И одним из актов Деяний юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви стало прославление блаженной Ксении Петербургской.

***

По словам митрополита Омского и Таврического Владимира, «сокровищницу духовных поучений являет нам житие блаженной Ксении Петербургской. Но главное для нас — это урок той Божественной любви, которую стяжала праведница через самоотверженную заботу о душе родного ей че­ловека. Не будем же и мы, - говорит владыка, - дерзать на высшие свершения, стремиться выйти в широкий мир «на служение человечеству», пока не оглянемся вокруг себя и не согреем самых близких своих: родителей, супругов, детей — христианской любовью. Ибо с этой-то любви и начинается служе­ние Богу и людям, без этого все наше благочес­тие, все дела и подвиги — пустое фарисейство». Этими словам владыки Владимира мы и завершаем нашу программу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать