Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
В этом сборнике, вышедшем в свет в издательстве Благовест, представлены материалы о блаженной Ксении Петербургской. Он включает в себя рассказ о житии и канонизации блаженной, свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам святой. Также в сборник включены акафист и молитвы блаженной, рассказ о храме и часовне святой Ксении на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Как говорится в издании, первые достоверные сведения о блаженной относятся к ее замужеству. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с Андреем Федоровичем Петровым, который был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу в небольшом домике на Петербургской стороне.
Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — смерть разлучила их. Андрей Федорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Глядя на вдову, казалось, что она помешалась от горя. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная надела на себя его военную одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз — и в таком костюме, к удивлению, всех родственников и знакомых, пошла провожать гроб супруга.
Все, увидев молодую вдову в таком виде, пытались урезонить ее. Но в ответ на их сочувственные речи Ксения Григорьевна отвечала: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». После похорон, раздав все, что имела, она в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Так окончилась жизнь полковничьей вдовы Петровой и началось житие юродивой Ксении. Более сорока лет несла блаженная Ксения, некогда безмятежно счастливая — любящая и любимая, подвиг юродства. Притворяясь безумной, отказавшись от собственного имени, она скиталась без пристанища и в дождь, и в зной, и в стужу.
Как отмечает составитель книги, можно лишь удивляться тому, как могла блаженная Ксения, уже, будучи старенькой и слабой, выдерживать проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Но она несла в себе такой сильный внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Многие богатые купцы, зная, что благословение блаженной приносит благоденствие и удачу, предлагали ей поселиться у них и распоряжаться в их домах по-своему усмотрению. Но на такие предложения святая Ксения всегда отвечала: «Зачем мне без нужды страдать?»
Действительно, жизнь в почете в богатом доме была для блаженной страданием. Ее счастье было в Боге, в помощи ближним, в добровольной нищете Христа ради. Так и прожила она в этой нищете, не имея места, где голову склонить. И так велико было «бесстрастие к тленному миру» в блаженной Ксении, что и не заметили петербуржцы, как слилась с небесной земная жизнь их помощницы и заступницы. В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако сохранившееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия.
Погребли блаженную на Смоленском кладбище. Известно, что и по смерти блаженной на Петербургской стороне часто видели высокую, худую, бедно одетую старушку, которая предупреждала об опасности, спасала от бедствий. Иногда она советовала сходить на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по рабе Божией Ксении. Достоверно известно, что массовое паломничество на могилу блаженной Ксении началось в 1820-м. Как и при жизни блаженной, по ее молитвам люди получали помощь, чудесам и исцелениям не было конца. И вот уже более двух столетий не иссякает помощь блаженной Ксении. А ее могилу называют в Петербурге «всенародной приемной».
Но несмотря на все чудеса, происходящие по молитвам к святой Ксении, вопрос об ее официальной канонизации долгое время даже не рассматривался. В Синодальный период даже канонизации святителей и преподобных шли с большими трудностями. А о прославлении блаженной и речи быть не могло, поскольку согласно «Духовному регламенту» Петра I, ставшему своего рода Уставом Русской Церкви, юродивые воспринимались как мошенники или бесноватые — злостные нарушители дисциплины и общественного порядка, с которыми следует бороться, но никак не прославлять. После окончания Синодального периода Русская Церковь оказалась еще в более тяжком положении. В условиях непрекращающегося гонения на Церковь в Советском Союзе не могло быть никакой канонизации — будь то подвижники благочестия, юродивые или мученики.
Несколько лучше дела с канонизацией обстояли в русском рассеянии. Уже в начале 70-х годов XX века Русская Зарубежная Церковь начала фиксировать случаи молитвенной помощи блаженной Ксении по всему миру. Зарубежный Синод рассмотрел житие святой подвижницы, написанное еще до революции, и в 1978 году принял решение о ее канонизации. В ходе подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси вопрос о канонизации ряда подвижников благочестия встал уже и в России. И одним из актов Деяний юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви стало прославление блаженной Ксении Петербургской.
***
По словам митрополита Омского и Таврического Владимира, «сокровищницу духовных поучений являет нам житие блаженной Ксении Петербургской. Но главное для нас — это урок той Божественной любви, которую стяжала праведница через самоотверженную заботу о душе родного ей человека. Не будем же и мы, - говорит владыка, - дерзать на высшие свершения, стремиться выйти в широкий мир «на служение человечеству», пока не оглянемся вокруг себя и не согреем самых близких своих: родителей, супругов, детей — христианской любовью. Ибо с этой-то любви и начинается служение Богу и людям, без этого все наше благочестие, все дела и подвиги — пустое фарисейство». Этими словам владыки Владимира мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!