Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Погребальная Плащаница Христа была известна христианам с глубокой древности. Но писавшие или упоминавшие о ней святые сами ее уже не видели". Также с древности было известно (хотя и в гораздо меньшей степени) о сохранившемся на ней изображении. Самое важное свидетельство, говорящее о наличии изображения на Плащанице, содержится в древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню. В ней говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, кто умер и воскрес». В свою очередь древнейшим текстом, содержащим упоминание о судьбе Плащаницы после Воскресения, является апокрифическое Евангелие от евреев.
2. Согласно апокрифам, погребальные пелены должны были находиться во владении жены Пилата, а затем перейти в руки святого Луки и, в конце концов, оказаться у святого Петра. Некоторые из современных авторов полагают, что Плащаница хранилась у христианской общины Иерусалима. Так думали и спустя 500 лет после Воскресения. Эта книга кандидата исторических наук, профессора исторического факультета ПСТГУ Бориса Алексеевича Филиппова, посвящена тайнам Туринской Плащаницы и исследованиям этой необыкновенной реликвии. Несмотря на то, что восстановить точную «биографию» этой святыни пытаются на протяжении сотен лет, все же в ней остаются пробелы. Поскольку автор – историк, то в первой части книги рассказывается в основном об историческом пути Плащаницы и связанных с ней исторических тайнах, разгадать которые уже сумели историки или о которых они только строят предположения.
3. В то же время, как отмечает Борис Алексеевич, Плащаница никогда не будет считаться подлинной, если у нее не будет полной и достоверной биографии. Вариант такой биографии представил почитателям Плащаницы в 1978 году английский историк и журналист Ян Вильсон. Но она сразу же вошла в противоречие с признанной церковным сообществом историей Нерукотворного Спаса из Эдессы, который Вильсон отождествил с Плащаницей. Тогда же версия Вильсона о тождественности двух реликвий подверглась серьезной критике со стороны академического сообщества. И, тем не менее, именно книга Вильсона является сегодня отправной точкой для всех, кто исследует историю Туринской Плащаницы или предлагает свою версию этой истории.
4. Представленные в этой книге гипотезы современных исследователей пока, по словам автора, еще не сложились в ясную картину. Ученым не удалось объяснить феномен происхождения Изображения на Плащанице. После выяснения, что Плащаница не могла попасть в Эдессу ранее VI века, встал вопрос о месте ее 500-летнего нахождения. Опровергнув тезис о тождественности Плащаницы Нерукотворному Образу из Эдессы, ученые тем самым обратили внимание на одновременное нахождение в Эдессе обеих реликвий. Если в Константинополь в 944 году была привезена Плащаница, то когда там оказался Спас Нерукотворный? Наличие в столице империи этих двух реликвий документально подтверждено.
5. Последний раз Плащаницу видели в Константинополе в 1204 году и, возможно, в Афинах в 1206-м, после чего она исчезла и вновь появилась около 1349 года. Мы знаем, - пишет автор, - что именно в это время Жоффруа де Шарни и его жена Жанна де Вержи впервые обратились к папе Клименту VI за разрешением на организацию церковной общины в строящемся храме в Лире, где будет совершаться поклонение «изображению Плащаницы Господа Нашего Иисуса Христа». До сих пор идут споры об источнике, из которого первый документально доказанный владелец Плащаницы в Западной Европе Жоффруа де Шарни получил величайшую реликвию христианства. Столетние исследования, - отмечает автор, - не приблизили нас к разгадке тайн Плащаницы, но породили новые.
6. Из исторических документов мы знаем об обретении Плащаницы апостолами после Воскресения Христова (апрель 33 года) и получении ее де Шарни (в середине XIV века). Пространство между этими датами заполнено открытиями и гипотезами историков. О них рассказывается в первой части нашей книги. Автор книги, ссылаясь на научные открытия экспертов по Древней Иудее, восточно-христианской литературе и иконографии первых веков христианства, воссоздает загадочный маршрут «путешествия» Полотна в течение первого тысячелетия, рассуждает и приводит различные мнения по поводу таинственной утраты реликвии в начале 13 века и ее не менее удивительного обретения спустя почти 150 лет.
7. Во второй части книги автор делится результатами актуальных естественнонаучных исследований Плащаницы, которые по-настоящему удивляют и завораживают. Исследование феномена Плащаницы оказалось на периферии академической и университетской науки, в изучении таинственного полотна приняли участие более 200 ведущих специалистов со всего мира, от судебно-медицинских экспертов до сотрудников NASA. Это энтузиасты. Такими же энтузиастами являются и их противники, борцы с «лженаукой». Общественное мнение, которое с огромным интересом следило за всеми перипетиями исследований Плащаницы в 70-80-е годы прошлого века, по большому счету утратило этот интерес.
8. И еще одно важное замечание делает автор. Оно связано с невозможностью создания подлинной копии Плащаницы. В основе феномена Плащаницы лежат тайна и Чудо. Поэтому никакие самые современные исследовательские методы и инструменты не смогут со 100-процентной уверенностью ответить на все возникающие вопросы. Говорит ли это о бессмысленности наших попыток проникнуть в тайну Плащаницы? Совсем нет. Полная загадок ее история не менее увлекательна, как пытался показать автор книги, - чем любой приключенческий или исторический роман.
***
По мнению автора, истинная причина споров вокруг Плащаницы кроется не в вопросе о ее возрасте. Также не является реальным поводом для научных дискуссий вопрос о материале, из которого она была изготовлена. Источник остроты научных и околонаучных дискуссий Образ. На Плащанице его может заметить каждый - это образ человека, распятого аналогично тому, как это описано в Евангелии. Уверен, - говорит Борис Алексеевич Филиппов, - если бы не это сходство, полотно не вызвало бы таких ожесточенных споров и каждый без сопротивления принял бы результаты исследований. Это издание предназначено историкам, культурологам и тем, кого интересует вопрос подлинности Туринской плащаницы; всем, кто хотел бы углубить свои знания об истории почитаемого Полотна.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!