У книжной полки. Светозарное

5 апреля 2024 г.

По учению святых отцов, нам даны две книги Откровения: Священное Писание и Божие творение — природа. Возможность прочитать Священное Писание, хотя бы и поверхностно, есть сегодня у каждого. Но как читать книгу природы, где Божия Премудрость выражена не в словах, а в образах и явлениях, живущих не только по физическим, но и по духовным законам? Ключ к этой тайне можно найти в Евангелии и творениях святых отцов. Христос и святые избирали земные образы, чтобы сказать о Небесном. И им в этом подражает иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), в стихотворениях которого также через книгу природы открывается Премудрость Божия. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новый сборник стихов отца Романа.

***

1. Этот сборник под названием «Светозарное» вышел в свет при содействии издательства Сретенского монастыря и Фонда творчества иеромонаха Романа. В предисловии книги директор Фонда, редактор книг отца Романа последних лет и сайта «ВетрОво» Ольга Надпорожская размышляя о книге природы, отмечает: «Многие образы, которые Спаситель использует в Своей проповеди, взяты из жизни природы: лилии, которые не трудятся, не прядут, но одеваются так, как не одевался и царь Соломон; птицы, которые не жнут и не сеют, но питаемы Отцом Небесным. Порой Господь разворачивает эти образы в притчи - о сеятеле, сеющем семена в землю добрую или каменистую, о Царстве Небесном, подобном горчичному зёрнышку, уподобляет праведников и грешников колосьям и плевелам.

2. Если мы откроем книги русских святых, близких нам по времени, то и у них найдём духовный взгляд на явления природы, их «толкования». Так, у святителя Тихона Задонского есть целая книга «Сокровище духовное, от мира собираемое». В предисловии к ней святитель пишет: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их, так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Среди «сокровищ», собранных святителем Тихоном, немало уроков, преподанных природой: вода мимотекущая, древо высокое посреди малого леса, тина или грязь на дне ключа.

3. А у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть зарисовка «Сад во время зимы», где он, глядя на спящие под снегом деревья, чувствует, как «с очей его души упала завеса» и им открывается книга природы, в которой он читает благовестие о воскресении мертвых... Так в земных образах святым открывалось Небесное. Об этом в одном из своих стихотворений отец Роман пишет:

 

Блажен, кто, наполняясь тишиной

И внемля ей благоговейным слухом,

В обыденном постигнет мир иной -

Дыханье созидающего Духа.

В любой букашке и любом листе,

В мерцаньи звёзд и на земле унылой,

Куда ни глянь — повсюду и везде

Таится Оживляющая Сила.

 

4. Но как отмечает Ольга Сергеевна, книгу природы нельзя читать, не имея навыка. Для нас она часто закрыта не только потому, что мы не имеем чистого сердца, а значит, не можем увидеть в обыденном Божьего. Она закрыта в первую очередь потому, что мы утратили связь с природой - не в каком-то мистическом, а в самом прямом смысле слова. Мы, жители городов, часто видим только клочок неба над головой, и даже оказавшись в лесу или в поле, ухитряемся оставаться слепыми, видящими только самих себя. А у отца Романа есть преимущество перед нами: большую часть жизни он провёл на природе - сначала в родном селе Рябчёвске на Брянщине, потом на приходах Псковщины и, наконец, в скиту Ветрово, где в уединении живёт уже более четверти века.

5. Очищая сердце монашеским житием, отец Роман всё яснее понимает книгу природы, находя в ней подтверждение Премудрости Божией. «Эта красота - только прообраз той Красоты, которую Господь хочет дать нам в Царствии Небесном», - сказал он однажды. В эту книгу вошли стихотворения отца Романа, написанные в разные годы, но отразившее нечто общее для всех этих лет. Мы знаем, что каждый год в богослужебном круге повторяется, казалось бы, одно и то же: Рождество Христово, Великий пост, Пасха, Пятидесятница... Но, возвращаясь снова и снова, эти события остаются всегда новыми - ведь и мы меняемся, и каждый пост, каждая Пасха приносят нам нечто незнакомое прежде.

6. То же совершается и в природе. Там не просто сменяют друг друга времена года - совершаются те же Праздники, и природа становится Храмом, в котором Бога славят не только птицы, но и заснеженные ветки, и тишина - «всё в Духе, если в Духе человек»! И в то же время природа таинственно и печально прообразует человеческую жизнь, от рождения до кончины, и утешает, обещая грядущее Воскресение. Подобный «круг» запечатлён и в этой книге иеромонаха Романа. Стихотворения в сборнике организованы по принципу месяцеслова: лето сменяется осенью, зима – весной, и в каждом времени года поэт не устает восхвалять Творца, так мудро и прекрасно устроившего жизнь на Земле.

7. Зимний раздел книги называется – «Все радостнее звезды к Рождеству…». Здесь соответственно собраны стихотворения о праздниках Рождества Христова, о Крещении и Сретение Господнем, и тех явлениях природы, которые поэт наблюдал в это время. А вторая часть издания называется «Христос воскресе!». Здесь читатели найдут стихотворения, посвященные Светлому Христову Воскресению, а также всему тому, что предшествует празднику Пасхи. Это, конечно же, Великий пост, и праздники данного периода времени: Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Прочту два стихотворения из этой части книги.

8. «Великий пост - суровый странник,

Всех навестить весной спешит:

Небес божественный посланник,

Он плоть и душу обновит.

Душа живёт не исправляясь,

Хотя взирает на погост.

Как за соломинку, цепляюсь

За Божий дар — Великий пост.

Поклоны до седьмого пота

Давно в забвеньи: плоть слаба.

Хоть что-то, Господи, хоть что-то

Прими от блудного раба.

Дух целомудрия, смиренья,

Любви, терпенья даруй ми,

И ближнего неосужденье

Как лепту малую прими!»

 

Эта программа выходит в преддверии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому второй из выбранных нами стихов посвящен этому великому дню.

«Великий День природу оживил,

Лазурью дышит богоносный Храм:

Благую Весть Архангел Гавриил

Принёс Отроковице Мариам.

Благая Весть! Спасения исток!

Благословим далёкий Назарет,

И солнышко, и праздничный снежок,

И этот чудный Несказанный Свет».

***

По словам Ольги Надпорожской, творчество отца Романа исключительно тем, что в авторе соединились большой поэтический дар, высокое мастерство и в то же время монашеское самоотречение, открытость Богу. Поэзия иеромонаха Романа - как аромат фимиама, доносящийся через приоткрытые двери Храма, сильный и в то же время ненавязчивый. И вся его надежда на то, что кто-то, прислушавшись к голосу поэзии, переступит этот порог, и, оказавшись в Церкви, останется там навсегда.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать