***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря и называется - «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв.». Издание продолжает серию исследований и публикаций, посвященных подвижнице Ивановского монастыря. В 2020 году вышел сборник научных статей «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Выход нового сборника был приурочен к открытию всероссийской научно-практической конференции «Педагогические основы старческого служения: Новые материалы о старице Московского Ивановского монастыря Досифее», которая прошла 17 декабря 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
2. Старица-затворница монахиня Досифея одна из самых почитаемых подвижниц Московского Ивановского монастыря, стяжавшая за долгие годы молитвенного делания духовные дары рассуждения, смирения, послушания и преданности воле Божией. Ивановскую затворницу почитают многие поколения москвичей, считая ее покровительницей древней столицы. Ее прикровенные подвиги при жизни были скрыты от многих людей и после праведной кончины открываются ее почитателям и исследователям постепенно, после внимательных и трудоемких научных изысканий, которые сейчас приобрели особую актуальность для подготовки материалов к канонизации монахини.
3. В этом сборнике представлены рукописные и печатные источники, подтверждающие историческую достоверность и значимость личности старицы Досифеи, ее высокую подвижническую жизнь и близость к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского), а также Аннотированный именной указатель и научные статьи составителей сборника. Публикуемые рукописные источники были выявлены в архивах Москвы и Мордовии в 2018-2021 годах участниками Рабочей группы по канонизации старицы Досифеи. В книге они опубликованы в трех подразделах: в первый включено единственное известное письмо монахини Досифеи, а также письма ее современников с упоминаниями о старице; второй подраздел составили Синодики Оптиной пустыни; в третьем – представлены «Сведения о захоронении старицы Досифеи».
4. Обзор основных печатных источников, посвященных старице Досифее, представлен в статье Варвары Кашириной «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: материалы к жизнеописанию». Из большого количества печатных материалов для публикации выбраны те, которые содержат важные свидетельства современников о подвижнической жизни старицы, что сделало их постоянным источником цитирования в последующих трудах историков и литераторов. Первые письменные свидетельства о праведной жизни ивановской затворницы стал собирать известный москвовед, этнограф и искусствовед Иван Михайлович Снегирев. В первой краткой редакции истории Ивановского монастыря, опубликованной в 1848 году, про ивановскую подвижницу ничего не было сказано.
5. При подготовке второго издания 1 июля 1848 года Снегирев «расспросил старожила Филимона Никифоровича Шепелева о монахине Досифее, пребывавшей в Ивановском монастыре». Московский купец Филимон Никифорович Шепелев торговал чаем и сахаром на Варварке и был одним из немногих собеседников старицы Досифеи. Снегирев изучил сохранившиеся архивные документы и публикации и привел свои собственные воспоминания. Его труд, неоднократно изданный до революции, до сих пор является одним из основополагающих при изучении биографии старицы Досифеи. Свидетельства Снегирева представлены и на страницах этого издания.
6. В частности, о подвижнице сохранились следующие сведения. Монахиня Досифея жила уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игумении. <…> Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим.
7. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти». В начале 19 века московская старица принимала некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона – будущие старцы Оптинские.
8. Духовно близка была старица и с монахами Новоспасского монастыря Александром (Погорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), продолжателями духовных традиций преподобного Паисия (Величковского). Последние несколько лет своей земной жизни монахиня Досифея провела в безмолвии, принимая лишь священника со Святыми Дарами. Умерла она 17 февраля 1810 года, точно предсказав день своей кончины.
***
Этот сборник уникален тем, что представляет одинаковый интерес как для исследователей, так и для обычных читателей – всем им предстоит встретиться здесь с удивительным и таинственным примером внутреннего преображения души. Характеризуя жизненный путь старицы Досифеи, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко) отметила, что «началась ее подвижническая жизнь с резкой перемены судьбы, можно сказать, с заключения, но проходила в глубоком смирении, молитве и преданности воле Божией. Таким образом, ее заключение стало затвором, а ее смиреннейшая душа – преподобной». Иоанно-Предтеченский монастырь собирает материалы для подготовки ее канонизации и просит сообщать о почитании старицы, случаях благодатной помощи по ее святым молитвам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!