У книжной полки. Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея

25 апреля 2023 г.

Всё тайное всегда привлекает к себе любопытных людей. Такой таинственностью была овеяна жизнь женщины, которую одни знали, как княжну Тараканову, а другие - как старицу Московского Ивановского монастыря монахиню Досифею. Она была прислана в монастырь в 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II, «неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия…». Многие предполагали, что эта инокиня является родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного, но неравного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским, однако документальных подтверждений этой версии не было. А достоверно о жизни старицы были известны только дата и место ее смерти. Однако подвижническая жизнь монахини Досифеи в обители привела к тому, что ее стали изучать, исследовать. Некоторые материалы составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря и называется - «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв.». Издание продолжает серию исследований и публикаций, посвященных подвижнице Ивановского монастыря. В 2020 году вышел сборник научных статей «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Выход нового сборника был приурочен к открытию всероссийской научно-практической конференции «Педагогические основы старческого служения: Новые материалы о старице Московского Ивановского монастыря Досифее», которая прошла 17 декабря 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

2. Старица-затворница монахиня Досифея одна из самых почитаемых подвижниц Московского Ивановского монастыря, стяжавшая за долгие годы молитвенного делания духовные дары рассуждения, смирения, послушания и преданности воле Божией. Ивановскую затворницу почитают многие поколения москвичей, считая ее покровительницей древней столицы. Ее прикровенные подвиги при жизни были скрыты от многих людей и после праведной кончины открываются ее почитателям и исследователям постепенно, после внимательных и трудоемких научных изысканий, которые сейчас приобрели особую актуальность для подготовки материалов к канонизации монахини.

3. В этом сборнике представлены рукописные и печатные источники, подтверждающие историческую достоверность и значимость личности старицы Досифеи, ее высокую подвижническую жизнь и близость к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского), а также Аннотированный именной указатель и научные статьи составителей сборника. Публикуемые рукописные источники были выявлены в архивах Москвы и Мордовии в 2018-2021 годах участниками Рабочей группы по канонизации старицы Досифеи. В книге они опубликованы в трех подразделах: в первый включено единственное известное письмо монахини Досифеи, а также письма ее современников с упоминаниями о старице; второй подраздел составили Синодики Оптиной пустыни; в третьем – представлены «Сведения о захоронении старицы Досифеи».

4. Обзор основных печатных источников, посвященных старице Досифее, представлен в статье Варвары Кашириной «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: материалы к жизнеописанию». Из большого количества печатных материалов для публикации выбраны те, которые содержат важные свидетельства современников о подвижнической жизни старицы, что сделало их постоянным источником цитирования в последующих трудах историков и литераторов. Первые письменные свидетельства о праведной жизни ивановской затворницы стал собирать известный москвовед, этнограф и искусствовед Иван Михайлович Снегирев. В первой краткой редакции истории Ивановского монастыря, опубликованной в 1848 году, про ивановскую подвижницу ничего не было сказано.

5. При подготовке второго издания 1 июля 1848 года Снегирев «расспросил старожила Филимона Никифоровича Шепелева о монахине Досифее, пребывавшей в Ивановском монастыре». Московский купец Филимон Никифорович Шепелев торговал чаем и сахаром на Варварке и был одним из немногих собеседников старицы Досифеи. Снегирев изучил сохранившиеся архивные документы и публикации и привел свои собственные воспоминания. Его труд, неоднократно изданный до революции, до сих пор является одним из основополагающих при изучении биографии старицы Досифеи. Свидетельства Снегирева представлены и на страницах этого издания.

6. В частности, о подвижнице сохранились следующие сведения. Монахиня Досифея жила уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игумении. <…> Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим.

7. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти». В начале 19 века московская старица принимала некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона – будущие старцы Оптинские.

8. Духовно близка была старица и с монахами Новоспасского монастыря Александром (Погорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), продолжателями духовных традиций преподобного Паисия (Величковского). Последние несколько лет своей земной жизни монахиня Досифея провела в безмолвии, принимая лишь священника со Святыми Дарами. Умерла она 17 февраля 1810 года, точно предсказав день своей кончины.

***

Этот сборник уникален тем, что представляет одинаковый интерес как для исследователей, так и для обычных читателей – всем им предстоит встретиться здесь с удивительным и таинственным примером внутреннего преображения души. Характеризуя жизненный путь старицы Досифеи, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко) отметила, что «началась ее подвижническая жизнь с резкой перемены судьбы, можно сказать, с заключения, но проходила в глубоком смирении, молитве и преданности воле Божией. Таким образом, ее заключение стало затвором, а ее смиреннейшая душа – преподобной». Иоанно-Предтеченский монастырь собирает материалы для подготовки ее канонизации и просит сообщать о почитании старицы, случаях благодатной помощи по ее святым молитвам.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать