У книжной полки. Собрание писем преподобного Макария Оптинского к монахиням. Том 1. А – Л

3 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
История женского монашества, по мнению исследователей, это пока недостаточно изученная тема, и по большей мере, из-за того, что для ее исследования не хватает материалов. А между тем, среди тех источников, которые помогают сегодня углубиться в изучение женского подвижничества, находятся письма преподобных оптинских старцев. Ведь именно под их духовным руководством находились многие женские обители, и внутренняя жизнь монашествующих устраивалась по советам духоносных наставников. Сегодня на нашей книжной полке представлены письма одного из старцев Оптиной Пустыни - преподобного Макария (Иванова).

***

1. Преподобный Макарий (Иванов), духовник и преемник в старческом служении преп. Льва Оптинского, оставил после себя богатое духовное эпистолярное наследие. Собрание писем преподобного было издано в 1862–1863 гг. в шести томах при активном участии Киреевских. В 1862 г. вышло четыре тома писем старца: из них один том — к мирским особам и три — к монашествующим: один — к монахам, два — к монахиням. А в 1863 г. были изданы еще два тома к монахиням. Издание было подготовлено практически сразу после кончины старца и включало в себя далеко не все письма.

2. Игумен Антоний (Бочков), положивший начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, писал в свое время о письмах старца Макария: «Учение твердое, основанное на адаманте отеческих правил, – вот что особенно поражает в письмах, исполненных при этом глубочайшего смирения. Письма его могут быть названы часами, по которым и во утро, и в полдень, и нощию можно поверять жизнь всякому монаху и монахине, для которых они назначены. И юный, и зрелый, и старый может прибегать во всякое время к этому указателю, который шествовал неуклонно по пути Солнца правды. Глубочайшая осторожность в советах, с твердостию и простотою данных не на короткое время, но часто на многие годы, применение советов к возрасту вопрошавших, к их устроению, ко времени и обстоятельствам, знание монашеской жизни и человеческого сердца – все это утаенное от мира сокровище мудрости и опытности, так и бросается в глаза, приобыкшие различать сияние настоящих дорогих камней от фальшивого блеска. В отце Макарии вовсе не видишь аскета-схоластика: редко выставляет он себя учителем, а только благим советником, который, однако ж, знает всю цену своих советов, внушенных многолетним опытом и проверенных не однажды на многих людях».

3. В этом издании представлены письма оптинского старца Макария (Иванова) к монахиням, входящие в общее собрание его писем. Сборник писем преподобного подготовлен издательской группой Петрозаводского государственного университета. Он принципиально отличается от предыдущих изданий тем, что впервые за 150 лет со времени издания писем старца тексты набраны по рукописям, без купюр. Издательская группа университета сочла целесообразным сохранить авторскую орфографию и указывать имена адресатов полностью, что позволяет современному читателю увидеть особенности языка преподобного, в некоторых случаях относящиеся к элементам старчества, познакомиться с адресатами преподобного, а также с эпохой, в которую они жили.

4. В 19 веке письма старцев были востребованы как вид духовной литературы. Важно было раскрыть их содержание, поэтому к последующим переизданиям писем составлялись алфавитные указатели с перечислением тематики писем. Кроме того, публикуемые в 19 веке письма духовных особ были анонимны из-за того, что к моменту публикации многие адресаты были живы, и, с одной сторо­ны, существовало авторское право на публикацию, а с другой — из-за опасения прославления, а значит, возможности гордыни (напомним, что речь идет о монашествующих). Сегодня помимо духовной составляющей писем, актуализируется социо­культурный контекст, появляется необходимость установления имен адре­сатов, выявления их окружения.

5. Поэтому первым этапом работы редакционной службы было атрибутирование адресатов четырех томов дореволюционного издания писем старца Макария. Издатели сравнивали содержание первого издания писем (с третьего по шестой том включительно) с найденными рукописями. В результате исследований удалось установить имена некоторых адресатов, изданных в XIX в. писем преподобного Макария Оптинского монахиням. Итогом работы издательства стало это собрание писем Макария к мона­хиням, представляющее из себя свод из 1420 писем, из которых 1005 ранее не были изданы. Ко всем письмам приводятся подробные библио- и био­графические, историко-культурные комментарии.

6. «Читайте эти письма, — говорил преподобный Амвросий Оптинский. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений». Во многих письмах старец советовал смиренно претерпевать все находящие скорби с упованием на милость Божию. Скорби, по мнению преп. Макария, являются следствием трех главных страстей: славолюбия, сластолюбия и сребролюбия. В письме к игумении Алевтине (Тимофеевне Недельской) он отмечал: «Для чего все это устроено Промыслом Божиим? Не для чего другого, как чтоб мы терпением свободились от страстей и получили бы здесь мир душевный и тамо вечное спасение. Главные же страсти, с которыми мы должны иметь борьбу и которые не дают нам покою: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от них уже весь собор страстей не дает нам покою. К побеждению сих страстей всего нужнее самоукорение, смирение и терпение».

7. А обращаясь к рясофорной монахине Афанасии (Глебовой), преподобный Макарий пишет: «Скажу тебе: и ныне есть змий, Ева, Адам и древо. И всегда подлежим искушению и обольщению: чувственность - змий обольщающий, Ева - воля наша, разум - Адам. Чувственность обольщает, воля соглашается, и разум, послушав волю, падает. Так-то и мы вкушаем ежедневно от запрещенного плода, побеждаясь различными страстями. Так будем же стоять на страже, делая и храня, замечая свои страсти, противоборствуя им, а в немощи смиряясь. Да оттого-то они и одолевают нас, что, вместо смирения, имеем возношение». В качестве основного средства, которое дает духовное знание и опытность, старец называл духовные книги. Во время уныния советовал чередовать рукоделие с чтением и молитвой. Какие еще слова наставления, утешения, вразумления находил старец Макарий для своих духовных дочерей, читайте на страницах этой книги. 

***

Преподобный Макарий Оптинский — «наставник монахов и собеседник Ангелов» — оставил драгоценнейшее наследие: книги Святых Отцов, переводом и изданием которых он руководил, и письма — кладезь мудрых духовных советов, рожденных из истинно подвижнического опыта. Они помогали тем, кто общался со старцем, помогают и нам — отделенным от них временем, но не верой. Надеемся, - говорят издатели, - что составленный нами корпус писем оптинского старца Макария к монахиням с указанием и расшифровкой имен и фамилий адресатов и упоминаемых в них лиц, с восстановлением географических реалий, с библио- и биографическим аппаратом и комментариями будет востребован студентами-филологами и историками, специалистами-патрологами и другими исследователями истории православной России XIX в.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​