***
1. Когда в 1981 году в США было опубликовано первое издание воспоминаний архимандрита Алексия (Черная), в Южной Африке эта же книга была издана на английском языке под названием «Русская Одиссея: Жизненный путь в изгнании». И действительно, неординарная судьба этого священника в некотором роде повторяет перипетии гомеровского героя. В 18 лет Александр Чернай вступает в ряды Добровольческой армии, и с этого момента начинаются его скитания, которые продолжатся почти до самой его кончины в 86-летнем возрасте. Но во всех самых отчаянных ситуациях он всегда ищет помощи Божией, и видно, как Господь управляет пути его.
2. Будучи воспитан вполне светским человеком, он, как отмечалось в начале, и не помышляет о духовном сане. Но после плена, побега и 500-километрового пешего пути он, на грани отчаяния, без каких-либо средств к существованию, оказывается у Остробрамской иконы Божией Матери. После молитвы перед образом Богородицы, Александр чудом встречает давнего друга семьи архиепископа Елевферия (Богоявленского). И с благословения владыки будущий отец Алексий, тогда еще Саша Чернай, поступает в семинарию и через три года принимает священный сан. В самом начале его священнического служения он сталкивается с тем, что все надо начинать с нуля.
3. В литовском городке Утяны, куда отец Александр был назначен после рукоположения, стоял оскверненный и разоренный храм. Преодолев эту первую трудность с помощью своей верной матушки Татьяны, священник восстанавливает не только этот приход, но и близлежащие храмы. Здесь мы видим его неординарные способности будущего миссионера — собирать вокруг себя и храма людей, возрождать церковную жизнь. Как только приход становится процветающим, отца Александра тут же переводят на следующее место. И этот крест — начинать все сначала и по восстановлении следовать дальше — останется с ним на всю жизнь.
4. После шести лет служения в Утянах его переводят в Векшняй — огромный приход на три тысячи душ. Казалось бы, здесь все в порядке, но пышущий инициативой отец Александр не останавливается на этом. Он полностью ремонтирует храм, создает кружок молодежи, прекрасный хор, библиотеку, даже местный театральный кружок. Под его руководством церковный хор участвует в грандиозном слете русских прибалтийских хоров в Печорах — полторы тысячи человек певчих. Но вот наступает Великая Отечественная. Советская оккупация литовской территории. Быть священником становится опасно. Его помощник отец Виктор снимает сан и становится комиссаром. Отца Александра по ночам вызывают на допросы, а днем он вынужден работать, чтобы прокормить семью.
5. Вместе с тем он продолжает служить, собирая вокруг себя так нуждающихся в Церкви русских. Вскоре начинаются массовые расстрелы, и опять батюшка спасается чудом. Однако вскоре его накрывает тяжелое горе — заболевает его матушка и вскоре отходит ко Господу. А по окончании войны, отец Александр, числившийся в стране Советов в списке смертников, с четырьмя детьми начинает путь, полный мытарств, во Франкфурт-на-Майне. По дороге они и попадали в советскую зону, и сидели в лагере, но как только добирались до более-менее мирного места, отец Александр неизменно служил. И в костелах, если позволяли местные священники, и в лагерях «Ди-Пи» в походных храмах. Не добравшись до Франкфурта, отец Александр остается в Бад-Наухайме. И опять надо начинать с нуля — церковь закрыта, в ней склад.
6. С помощью небольшой группки православных священник создает Русскую миссию и открывает храм. Следующий этап — Соединенные Штаты. Приглашение от владыки Виталия в Нью-Йорк в 1948 году. Отец Александр соглашается. Но в Цинциннати, куда он назначен, нет ни храма, ни прихожан. И опять начинается — работа на обувной фабрике ради хлеба насущного, поиск помещения для храма. Удается арендовать бывший кафетерий в негритянском районе, устроить иконостас из картона. Дальше — поиск прихожан, устройство домового храма в квартире. И только-только удалось обустроиться — новое назначение. Теперь уже епархиальным миссионером на весь штат Техас. В 1950 году население штата было 7,7 миллиона человек. А православная жизнь практически отсутствовала.
7. Батюшка начинает опять с устройства маленькой домовой церкви в Хьюстоне. Целый год ездит по Техасу в поисках православных русских. Где находит — организовывает комитеты с поручением продолжать поиски. В 1952 году удается приобрести в Хьюстоне здание для церкви — будущий центр православия для всего Техаса. Отец Александр расширяет приходы — в Далласе основывает храм Святителя Николая, в Сан-Антонио — Казанскую церковь, в Бельмонте — общину Георгия Победоносца, в Остине служит в университетской церкви. В 1958 году основана Воскресенская община в Мексике. О насыщенности пастырской жизни лучше всего свидетельствует он сам в этой книге.
8. В 1957 году отец Александр принимает монашество с именем Алексий. В том же году его возводят в сан архимандрита. И как новое нелегкое послушание он принимает назначение администратором всех русских православных общин в Южной Африке. А последние дни своей жизни, которая окончилась 14 декабря 1985 года, батюшка провел в Сан-Диего, где даже после сердечного приступа продолжал служить в маленькой церковке. Здесь он смог закончить свои записи, которые сегодня доступны широкому кругу читателей как драгоценное свидетельство целожизненного служения Богу.
***
Эти воспоминания архимандрита Русской Православной Церкви Заграницей Алексия (Черная) о своей жизни и церковном служении, протекавшем на разных континентах, от Литвы до Южной Африки, от Германии до Калифорнии впервые публикуются в России. Книга представляет собой уникальный материал по малоизученной теме жизни в Прибалтике в послереволюционные и военные годы, а также о положении Православной Церкви в послевоенной Германии, Соединенных Штатах и Южной Африке. Как отмечают издатели, воспоминания отца Алексия — не просто запись событий и фактов. Это некий итог всей жизни, взгляд сверху. Неслучайно в самом конце книги — повествование о посещении часовни на холме — того места, где автор, созерцая с высоты простирающуюся перед ним природу, обретает «душевный и духовный мир». Точно так же, окидывая взглядом прожитую жизнь, отец Алексий представляет на суд читателю свои воспоминания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!