Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Это издание является второй частью проекта «История Русской Церкви ХХ века в свидетельствах современников» и охватывает самый трагический и в то же время самый героический период о церковной истории: от Февральской революции 1917 г. до начала Второй мировой войны в 1939 г. Первая веха вполне очевидна: это отход от прежнего покровительства государства Церкви с последующим (после октября 1917-го) развертыванием жесточайших антицерковних гонений. Вторая дата знаменует собой ту новую ситуацию, в которой, после начала мировой войны и присоединения к СССР новых территорий, чье население было в значительной мере православным, неожиданным образом возникла потребность в сотрудничестве Советского государства и Церкви, что привело к заметному улучшению положения Московской Патриархии в военные и первые послевоенные годы.
2. В эти два с небольшим послеоктябрьских десятилетия Русская Церковь понесла величайшие потери как в материальном, так и в человеческом измерении, но в то же время украсилась невиданным в ее истории сонмом святых. О многих из них также говорится в этом издании: со страниц дневников, писем и воспоминаний. Своеобразие собранных в этом издании текстов личного происхождения как исторических источников заключается, прежде всего, в том, что явления и факты реальной жизни того или иного исторического периода отражены в них через личностное восприятие конкретных людей - современников этих событий, несут отпечаток индивидуальности авторов. В то же время, учитывая субьективность такого рода документов, историку их нельзя воспринимать некритически.
3. Большинство включенных в издание текстов ранее публиковались, однако в комплексе информация, заключенная в них, уникальна и содержит не только субьективную оценку тех или иных отдельных исторических событий, но и позволяет получить, с привлечением и других документальных источников, довольно обьективное представление о ходе исторического процесса в рассматриваемый период в целом. В двухтомник включены фрагменты дневников, памятных записок, мемуаров и частных писем, опубликованных в вышедших как до 1991 г., так и в последующий период отдельных изданиях и сборниках, а также в периодической печати. Некоторые документы, в частности из фондов Центрального Архива ФСБ РФ, публикуются впервые.
4. В сборник включены воспоминания, дневники и письма практически всех слоев населения России: представителей духовенства, общественно-политических деятелей, творческой и научной интеллигенции, рабочих, крестьян. Решая вопрос о включении того или иного материала, составители стремились к тому, чтобы среди авторов как можно шире были представлены различные социальные группы населения советской России, отдавая предпочтение наиболее информированным и активным участникам событий послереволюционного периода истории Русской Церкви. Открывается издание предисловием заместителя заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, профессора кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктора церковной истории священника Александра Мазырина.
5. Отец Александр в своей статье рассматривает взаимоотношения Советской власти и Русской Церкви, которые с самого начала, буквально, с первых же дней стали развиваться как острый конфликт. Как читаем мы далее: «2 марта 1917 г. в жизни России и Русской Церкви свершилось эпохальное событие: в условиях нарастания общественного брожения и военно-политической элиты государства император Николай, движимый ложной надеждой, что его уход будет способствовать объединению народа перед лицом внешнего врага, отрекся от престола в пользу брата Михаила. Тот же, как вскоре выяснилось, верховную власть принимать не собирался (заявив, что сделает это лишь в случае соответствующего волеизъявления всенародно избранного Учредительного собрания).
6. Тысячелетняя российская монархия пала, а с нею кончился самый длительный и значительный период в истории не только Русской, но и всей Православной Церкви, именуемый Константиновым, - период существования великих христианских империй, начавшийся в IV веке, в правление императора Константина Великого. Взятая под арест царская семья последовала своим крестным путем: из Царского Села в Тобольск (в августе 1917 г.), а оттуда, уже при новой советской власти (в апреле 1918-го), в Екатеринбург, где и окончила свое земное служение России в подвале Ипатьевского дома под пулями большевистских убийц, явив удивительный пример христианского отношения к страданиям и стойкости в условиях предательства и изливавшейся на нее ненависти.
7. Вслед за своим царем крестных путем пошла и опьяненная революцией Россия. Вопреки ожиданиям наивных людей уход императора не объединил страну, а напротив, лишил ее того стержня, на котором веками держалась российская государственность. Понимание катастрофичности наступающих перемен, однако, пришло не сразу. «Свершилась воля Божия, - отозвался Святейший Синод на падение самодержавия в послании к Церкви от 9 марта 1917 г.,- Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути!»
8. Конечно, в условиях тяжелейшей мировой войны, когда другой признанной власти в стране, кроме Временного правительства, не было, Синод не мог не призвать народ к единению вокруг этого правительства. В обществе тогда не оставалось сил, готовых выступить в защиту падающего самодержавия и удержать Россию от скатывания в пропасть. Напротив, жажда нового и надежда на «счастье и славу» на этом новом пути» были почти всеобщими». Так начиналась новая история.
***
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Не пытайся своей немощной рукой остановить попущение Божие». «А Богом, как говорит главный редактор издательства, протоиерей Владимир Воробьев, было попущено испытание, величайшее испытание в истории для христианской Церкви, гонение на Церковь, которому прежде не было равного. Самый лучший способ изучать историю – это, прежде всего, поближе узнавать людей той эпохи. И вот это издание, по словам отца Владимира, «дает такую возможность: мы можем услышать голос живых людей, почувствовать их переживания, их боль, их тревогу, увидеть, как они старались противостоять злу. Кто-то из них предчувствовал трагедию, среди них были и прозорливые люди, старцы, молитвенники. Все множество этих великих людей составляет основу истории нашей Церкви, нашего народа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!