У книжной полки. Руководство к духовной жизни старца Адриана

31 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Всегда постись, читай, молись, уединяйся, слушайся Божиих книг; разговаривай чрез перо, а личнаго разговора со мною не дожидайся; умирай для мира; а без поста не спасешься; живи для Бога; слушайся Его чрез Новый Завет и Прологи; – вот и Любовь; люби Его, так и благословит: на людях Божиих благословение Его». Так отвечал на одно из писем своих духовных чад подвижник Югской Дорофеевой пустыни, старец Адриан. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая, по сути, представляет собой переписку в форме вопросов и ответов старца Адриана Югского со своими духовными детьми.

***

1. Эта книга называется - «Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни». Сам язык того времени несколько необычен для современного читателя. Лаконичный, порой иносказательный и не всегда понятный, он, тем не менее, отражает высоту духовного состояния старца, полагающегося не на суетность человеческого разума, а на глубокую веру во всемогущего Бога. О старце издатели рассказывают следующее: «Отец Адриан (в миру Андрей Семеновский) начал свой монашеский путь в Адриановом Пошехонском монастыре, где был в послушании у старца Иннокентия. В 1826 году он принял постриг, вскоре был рукоположен во диакона, а затем - во иеромонаха. В обители он нес послушание гостиничного, а затем казначея.

2. Отец Адриан всегда вставал с восходом солнца и даже раньше. В продолжение не­скольких лет он круглые сутки ежечасно звонил в часовой колокол, порой влезая на колокольню, порой за веревку. Этим упраж­нением он научился бдению: сон его был краток и легок. Часто он спал то стоя, то сидя на стульчике. Когда раз прочитал, что преподобный Серафим спал на локотках, он воскликнул: «О, если бы и нам выучиться так спать! Те, кто попали в рай, немного спали». Как отмечают издатели, сам старец спал только тогда и столько, когда и сколько того требовали или изну­ренная плоть, или ум, истомленный напря­жением молитвенным и размышлениями о прочитанном.

3. Проводя время в молитве домашней и церковной, старец Адриан много времени посвящал чтению слова Божия и отеческих писаний. Постоянно читая слово Божие (в частности, ежедневно прочитывая всю Псалтирь), он особенно любил читать и выучивать наизусть Новый Завет. «Добротолюбие», Четьи-Минеи, Прологи были его ежедневным чтением. Особенно старец любил «Лествицу» святого Иоанна. Старец возлюбил пост с самого начала иноческих подвигов и был ему ве­рен до смерти. В стеклянной банке старец смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод; все это неделями хранилось в ней, и - что замечательно, не портилось. Этим раствором он и питался. Но даже и его старец отмеривал на своих специальных весах.

4. С молодости соблюдший себя в целому­дрии, старец, как говорится в издании, до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги, и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухо­ли; потом открылись раны. Около шести недель пробыл отец Адриан в Пошехонье у соборного диакона. Все время болез­ни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесени­ем недуга.

5. После этой болезни старец уже открыто вступил на путь служения спасению ближних. И это служение продолжалось до дня его смерти. К старцу шли богатые и бедные, крестьяне и дворяне, и старец принимал всех одинаково. Нередко он провожал за стены обители бедняка-богомольца и, бесе­дуя с ним, сам нес его убогую сумочку. Своих подопечных он учил: ««Сколько имеешь силы, – понуждайся чаще и усерднее молиться, не разсуждая и не думая ни о чем и не прося ничего: тогда Господь Бог скорее вступится в наши дела, и устроит, что Ему угодно, к славе Своей, и общей христианской пользе; ибо просить чего от Бога, – значит указывать Ему».

6. Широко и далеко разносилось слово старца Адриана. Его советы и наставления, пись­ма, а после смерти и портреты его по многим городам и селам благоговейно хранились в рамках и под стеклом, и в трудные минуты эти наставления, а порою и один вид стар­ца приносили и утешение, и вразумление, и вселяли бодрость в несении жизненного креста. При жизни старца многие не только простые люди, но и из дворян и помещиков оставляли свои родовые заветные гнезда и поселялись вблизи старца, то в слободе, то в монастырской гостинице. И жили они в под­вигах поста, молитвы и чтения слова Божия и аскетических писаний под опытным руководством старца, восходя в делании духовном на высокие степени благодатного устроения.

7. Немало времени провел старец Адриан в подвиге сбора средств для обители. Но эти материальные приобретения были лишь слабой тенью того, что этим странствова­нием приобрел подвижник для небес и для своей души. Это странствование, - отмечают издатели, - было временем новых подвигов и еще более широко­го служения людям. Много добра, много семян слова Божия заронил старец Адриан во время своего хождения по сбору. Много семейств обла­годетельствовано им нравственно в это вре­мя. Неудивительно, что и переписка старца разрослась после этого, и число его по­читателей стало еще больше. Его после этого стали почитать не только отдельные лица, но, можно сказать, и целые города.

8. Как говорится в издании, «в последние дни жизни своей старец, живо созерцая тайну искупления чрез воплощение Бога – Слова, весь, чрез труд молитвенный, глубоко погрузился в любовь Его, в полной надежде и великом дерзновении скоро, скоро узреть Его лицем к лицу во славе Небесной! Боголюбивая и дерзновенная душа его, полная лучших надежд, в последние минуты жизни временной, предвкушая как бы блаженство вечной, высказалась в следующих словах Боговидца Моисея: «Господь Един вождаше я, и не бе с ними Бог чужд: т.е. Господь Один во всем помогал людям Своим; потому что они ни в ком и ни в чем помощи не искали, кроме Его Одного». В этих словах старец (дерзновенно) высказал чистое и непорочное служение Господу во всю свою жизнь, и Его» великия милости к себе. Скончался праведник 7 августа 1853 года и был погребен в Югской пустыни напротив алтаря соборной церкви. В 1941 году пустынь была затоплена искусственным Рыбинским водохранилищем.

***

Как говорится в издании, последние слова старца были следующие: «Пост, нищета, отречение самого себя суть корень добродетелей. Молитва есть мать добродетелей. Пост есть царица добродетелей. Сластолюбие, сребролюбие, славолюбие: треглавныи суть змии». По выражению святителя Григория Богослова: «Слово о Боге тем совершеннее, чем непонятнее». Часто записки старца Адриана не содержат прямого ответа на заданные вопросы, но дают четкие духовные ориентиры, духовное руководство, следуя которым, эти вопросы можно решить правильно. Внимательный читатель, по мнению издателей, без сомнения, найдет в этой переписке нужные для него крупицы духовной мудрости.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать