Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга называется - «Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни». Сам язык того времени несколько необычен для современного читателя. Лаконичный, порой иносказательный и не всегда понятный, он, тем не менее, отражает высоту духовного состояния старца, полагающегося не на суетность человеческого разума, а на глубокую веру во всемогущего Бога. О старце издатели рассказывают следующее: «Отец Адриан (в миру Андрей Семеновский) начал свой монашеский путь в Адриановом Пошехонском монастыре, где был в послушании у старца Иннокентия. В 1826 году он принял постриг, вскоре был рукоположен во диакона, а затем - во иеромонаха. В обители он нес послушание гостиничного, а затем казначея.
2. Отец Адриан всегда вставал с восходом солнца и даже раньше. В продолжение нескольких лет он круглые сутки ежечасно звонил в часовой колокол, порой влезая на колокольню, порой за веревку. Этим упражнением он научился бдению: сон его был краток и легок. Часто он спал то стоя, то сидя на стульчике. Когда раз прочитал, что преподобный Серафим спал на локотках, он воскликнул: «О, если бы и нам выучиться так спать! Те, кто попали в рай, немного спали». Как отмечают издатели, сам старец спал только тогда и столько, когда и сколько того требовали или изнуренная плоть, или ум, истомленный напряжением молитвенным и размышлениями о прочитанном.
3. Проводя время в молитве домашней и церковной, старец Адриан много времени посвящал чтению слова Божия и отеческих писаний. Постоянно читая слово Божие (в частности, ежедневно прочитывая всю Псалтирь), он особенно любил читать и выучивать наизусть Новый Завет. «Добротолюбие», Четьи-Минеи, Прологи были его ежедневным чтением. Особенно старец любил «Лествицу» святого Иоанна. Старец возлюбил пост с самого начала иноческих подвигов и был ему верен до смерти. В стеклянной банке старец смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод; все это неделями хранилось в ней, и - что замечательно, не портилось. Этим раствором он и питался. Но даже и его старец отмеривал на своих специальных весах.
4. С молодости соблюдший себя в целомудрии, старец, как говорится в издании, до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги, и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухоли; потом открылись раны. Около шести недель пробыл отец Адриан в Пошехонье у соборного диакона. Все время болезни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесением недуга.
5. После этой болезни старец уже открыто вступил на путь служения спасению ближних. И это служение продолжалось до дня его смерти. К старцу шли богатые и бедные, крестьяне и дворяне, и старец принимал всех одинаково. Нередко он провожал за стены обители бедняка-богомольца и, беседуя с ним, сам нес его убогую сумочку. Своих подопечных он учил: ««Сколько имеешь силы, – понуждайся чаще и усерднее молиться, не разсуждая и не думая ни о чем и не прося ничего: тогда Господь Бог скорее вступится в наши дела, и устроит, что Ему угодно, к славе Своей, и общей христианской пользе; ибо просить чего от Бога, – значит указывать Ему».
6. Широко и далеко разносилось слово старца Адриана. Его советы и наставления, письма, а после смерти и портреты его по многим городам и селам благоговейно хранились в рамках и под стеклом, и в трудные минуты эти наставления, а порою и один вид старца приносили и утешение, и вразумление, и вселяли бодрость в несении жизненного креста. При жизни старца многие не только простые люди, но и из дворян и помещиков оставляли свои родовые заветные гнезда и поселялись вблизи старца, то в слободе, то в монастырской гостинице. И жили они в подвигах поста, молитвы и чтения слова Божия и аскетических писаний под опытным руководством старца, восходя в делании духовном на высокие степени благодатного устроения.
7. Немало времени провел старец Адриан в подвиге сбора средств для обители. Но эти материальные приобретения были лишь слабой тенью того, что этим странствованием приобрел подвижник для небес и для своей души. Это странствование, - отмечают издатели, - было временем новых подвигов и еще более широкого служения людям. Много добра, много семян слова Божия заронил старец Адриан во время своего хождения по сбору. Много семейств облагодетельствовано им нравственно в это время. Неудивительно, что и переписка старца разрослась после этого, и число его почитателей стало еще больше. Его после этого стали почитать не только отдельные лица, но, можно сказать, и целые города.
8. Как говорится в издании, «в последние дни жизни своей старец, живо созерцая тайну искупления чрез воплощение Бога – Слова, весь, чрез труд молитвенный, глубоко погрузился в любовь Его, в полной надежде и великом дерзновении скоро, скоро узреть Его лицем к лицу во славе Небесной! Боголюбивая и дерзновенная душа его, полная лучших надежд, в последние минуты жизни временной, предвкушая как бы блаженство вечной, высказалась в следующих словах Боговидца Моисея: «Господь Един вождаше я, и не бе с ними Бог чужд: т.е. Господь Один во всем помогал людям Своим; потому что они ни в ком и ни в чем помощи не искали, кроме Его Одного». В этих словах старец (дерзновенно) высказал чистое и непорочное служение Господу во всю свою жизнь, и Его» великия милости к себе. Скончался праведник 7 августа 1853 года и был погребен в Югской пустыни напротив алтаря соборной церкви. В 1941 году пустынь была затоплена искусственным Рыбинским водохранилищем.
***
Как говорится в издании, последние слова старца были следующие: «Пост, нищета, отречение самого себя суть корень добродетелей. Молитва есть мать добродетелей. Пост есть царица добродетелей. Сластолюбие, сребролюбие, славолюбие: треглавныи суть змии». По выражению святителя Григория Богослова: «Слово о Боге тем совершеннее, чем непонятнее». Часто записки старца Адриана не содержат прямого ответа на заданные вопросы, но дают четкие духовные ориентиры, духовное руководство, следуя которым, эти вопросы можно решить правильно. Внимательный читатель, по мнению издателей, без сомнения, найдет в этой переписке нужные для него крупицы духовной мудрости.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!