У книжной полки. Рождество Христово. Русская икона

7 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы ведем летоисчисление от Рождества Христова. Даже те люди, которые никогда не читали Евангелие, представляют, что случилось более 2000 лет назад в Вифлеемской пещере. Сюжет Рождества множество раз обыгрывался в литературе, живописи и кинематографе. Но для верующих это не просто история. Рождение Младенца Иисуса Христа перевернуло все мироздание, соединило небо и землю. Прикоснуться к этой тайне нам помогают иконы, которые еще называют «Евангелием в красках». Об иконографических изображениях Рождества Христова рассказывает очередная книга из серии «Русская икона: образы и символы», вышедшая в свет в издательстве Метропресс.

***

Новая книга из серии «Русская икона» под названием «Рождество Христово» рассказывает о смысле этого события и его отражении в иконах. Повествовательная нить протянута от древнейших изображений в римских катакомбах до отечественных икон XVII века. Читатель узнает, кто и почему изображается на иконах Рождества Христова, о символике и назначении предметов, одежд и жестов персонажей. Доступное изложение, яркие иллюстрации, научная точность - все это будет интересно и специалисту, и читателю, решившему впервые погрузиться в мир русской иконы. Преподаватели живописи, истории религии, основ православной культуры остро нуждаются в качественном иллюстративном материале! И эта книга, по словам издателей, с успехом восполняет эту потребность.

Как и в предыдущих изданиях, на первых страницах этой книги пред взором читателя предстает икона Рождества Христова, о которой более подробно автор, Оксана Витальевна Губарева рассказывает в последней главе книги «Рассказ об одном шедевре». Как пишет автор, эта икона Рождества Христова написана гениальным художником. Некоторые специалисты полагают, что преподобным Андреем Рублевым. Мы не знаем, - говорит Оксана Витальевна, как выглядел образ, когда был только что создан мастером: краски его местами сильно утрачены. Но сквозь дымку потертостей красочного слоя и царапин нам словно приоткрывается величайшая тайна: мы видим миг, когда в мире родился Бог. Люди, ангелы, животные и Сама Богородица — все будто вдруг остановились, чтобы осознать и вместить случившееся. Задумалась Богородица, праведный Иосиф, женщины, купающие Младенца, ангелы, склонившиеся к яслям, пастухи. Кажется, что даже всадники стали недвижимы на своих конях. Все, что двигалось, вдруг замерло. 

Литературный рассказ, в котором впервые был создан образ мира, замершего в момент Рождества, был создан в апокрифическом протоевангелии Иакова: «И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось».

По словам Оксаны Губаревой, автор иконы сумел выразить это благоговейное молчание мироздания по-другому: без слов, через художественное изображение. Но, чтобы создать этот простой и бесконечный в своих смыслах образ, потребовалась тысяча лет художественных поисков многих поколений иконописцев. Об истории иконографии Рождества Христова и говорится далее на страницах книги. В первой ее главе "Сюжеты и почитание" автор в частности пишет: «Для многих народов мира рождение Иисуса Христа стало главным событием в человеческой истории, разделившим ее на «до» и «после». Именно с него начинается эра, которую мы привычно называем «нашей». Многие пророки Ветхого Завета предсказывали явление Спасителя, но относительно времени воплощения Сына Божия библейских   пророчеств было только два: патриарха Иакова (Быт, 49:10) и пророка Даниила (Дан. 9: 24-27).

В этих пророчествах давалось довольно точное указание на исторические обстоятельства, в которых должен появиться на свет Мессия, то есть Спаситель. Это должно было совершиться, как говорилось, «когда скипетр отойдет от Иуды». И вот, Иудея попала под владычество мощной Римской империи, самого могущественного в древней истории языческого царства. Власть в ней от царей из колена Иудина перешла к Ироду, идумеянину по происхождению. Настало время родиться Христу. Исторически это событие произошло в иудейском городе Вифлееме в период царствования первого римского императора Октавиана Августа.

В Новом Завете события Рождества описаны двумя евангелистами Матфеем и Лукой. В Евангелии апостола Матфея описана известная рождественская история о поклонении волхвов. «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мф. 2:1-2). В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью.

И в самых ранних изображениях Рождества мы, по словам автора, видим знакомство древних художников с Евангельским повествованием апостола Луки. Только с IV века в Римском искусстве появляются образы на сюжет Евангелия от Матфея: рядом с Богородицей и Младенцем начинают изображать пришедших с дарами волхвов, образ которых был близок первым христианам. Они тоже были чужестранцами в Римской империи, язычниками, съехавшимися в Рим, и чаще всего не по своей воле, людьми чужими и для иудеев, и для римлян. Поэтому первые христиане невольно сравнивали себя с волхвами, совершившими долгий путь, чтобы воздать царские и Божеские почести новорожденному Богомладенцу и Его Матери.

Таким образом, в первые века для христиан Рима часто важнее было показать не само Рождество Спасителя, а вселенское значение этого события, его одинаковую важность для всех народов. Сама иконография Рождества Христова, как и богослужение праздника, начала складываться еще во времена первых христиан. А со всей историей иконописи в целом неразрывно связана история изображения Рождества Христова в прикладном искусстве. Подробнее об этом автор рассказывает в следующих главах этой книги.

***

По словам Оксаны Губаревой, в современном мире Рождество Христово   отмечают   почти   повсеместно, и не только христиане. Праздник превратился в веселую и добрую традицию, когда готовят угощения, украшают дом и дарят подарки. В разных странах он сделался частью светской культуры и часто называется просто «Рождество», воспринимаясь как некий общий «день рожденья». Многие даже не вспоминают, что в этот день на земле родился Сын Божий. А зачем Он пришел в мир, большинство и не задумывается. Между тем, для понимания смысла праздника и икон, с ним связанных, необходимо знать: зачем нужно было рождение на земле Бога? На страницах книги автор дает ответ на этот вопрос, потому как без него понять язык символов в иконах Рождества Христова невозможно.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать