Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Новая книга из серии «Русская икона» под названием «Рождество Христово» рассказывает о смысле этого события и его отражении в иконах. Повествовательная нить протянута от древнейших изображений в римских катакомбах до отечественных икон XVII века. Читатель узнает, кто и почему изображается на иконах Рождества Христова, о символике и назначении предметов, одежд и жестов персонажей. Доступное изложение, яркие иллюстрации, научная точность - все это будет интересно и специалисту, и читателю, решившему впервые погрузиться в мир русской иконы. Преподаватели живописи, истории религии, основ православной культуры остро нуждаются в качественном иллюстративном материале! И эта книга, по словам издателей, с успехом восполняет эту потребность.
Как и в предыдущих изданиях, на первых страницах этой книги пред взором читателя предстает икона Рождества Христова, о которой более подробно автор, Оксана Витальевна Губарева рассказывает в последней главе книги «Рассказ об одном шедевре». Как пишет автор, эта икона Рождества Христова написана гениальным художником. Некоторые специалисты полагают, что преподобным Андреем Рублевым. Мы не знаем, - говорит Оксана Витальевна, как выглядел образ, когда был только что создан мастером: краски его местами сильно утрачены. Но сквозь дымку потертостей красочного слоя и царапин нам словно приоткрывается величайшая тайна: мы видим миг, когда в мире родился Бог. Люди, ангелы, животные и Сама Богородица — все будто вдруг остановились, чтобы осознать и вместить случившееся. Задумалась Богородица, праведный Иосиф, женщины, купающие Младенца, ангелы, склонившиеся к яслям, пастухи. Кажется, что даже всадники стали недвижимы на своих конях. Все, что двигалось, вдруг замерло.
Литературный рассказ, в котором впервые был создан образ мира, замершего в момент Рождества, был создан в апокрифическом протоевангелии Иакова: «И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось».
По словам Оксаны Губаревой, автор иконы сумел выразить это благоговейное молчание мироздания по-другому: без слов, через художественное изображение. Но, чтобы создать этот простой и бесконечный в своих смыслах образ, потребовалась тысяча лет художественных поисков многих поколений иконописцев. Об истории иконографии Рождества Христова и говорится далее на страницах книги. В первой ее главе "Сюжеты и почитание" автор в частности пишет: «Для многих народов мира рождение Иисуса Христа стало главным событием в человеческой истории, разделившим ее на «до» и «после». Именно с него начинается эра, которую мы привычно называем «нашей». Многие пророки Ветхого Завета предсказывали явление Спасителя, но относительно времени воплощения Сына Божия библейских пророчеств было только два: патриарха Иакова (Быт, 49:10) и пророка Даниила (Дан. 9: 24-27).
В этих пророчествах давалось довольно точное указание на исторические обстоятельства, в которых должен появиться на свет Мессия, то есть Спаситель. Это должно было совершиться, как говорилось, «когда скипетр отойдет от Иуды». И вот, Иудея попала под владычество мощной Римской империи, самого могущественного в древней истории языческого царства. Власть в ней от царей из колена Иудина перешла к Ироду, идумеянину по происхождению. Настало время родиться Христу. Исторически это событие произошло в иудейском городе Вифлееме в период царствования первого римского императора Октавиана Августа.
В Новом Завете события Рождества описаны двумя евангелистами Матфеем и Лукой. В Евангелии апостола Матфея описана известная рождественская история о поклонении волхвов. «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мф. 2:1-2). В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью.
И в самых ранних изображениях Рождества мы, по словам автора, видим знакомство древних художников с Евангельским повествованием апостола Луки. Только с IV века в Римском искусстве появляются образы на сюжет Евангелия от Матфея: рядом с Богородицей и Младенцем начинают изображать пришедших с дарами волхвов, образ которых был близок первым христианам. Они тоже были чужестранцами в Римской империи, язычниками, съехавшимися в Рим, и чаще всего не по своей воле, людьми чужими и для иудеев, и для римлян. Поэтому первые христиане невольно сравнивали себя с волхвами, совершившими долгий путь, чтобы воздать царские и Божеские почести новорожденному Богомладенцу и Его Матери.
Таким образом, в первые века для христиан Рима часто важнее было показать не само Рождество Спасителя, а вселенское значение этого события, его одинаковую важность для всех народов. Сама иконография Рождества Христова, как и богослужение праздника, начала складываться еще во времена первых христиан. А со всей историей иконописи в целом неразрывно связана история изображения Рождества Христова в прикладном искусстве. Подробнее об этом автор рассказывает в следующих главах этой книги.
***
По словам Оксаны Губаревой, в современном мире Рождество Христово отмечают почти повсеместно, и не только христиане. Праздник превратился в веселую и добрую традицию, когда готовят угощения, украшают дом и дарят подарки. В разных странах он сделался частью светской культуры и часто называется просто «Рождество», воспринимаясь как некий общий «день рожденья». Многие даже не вспоминают, что в этот день на земле родился Сын Божий. А зачем Он пришел в мир, большинство и не задумывается. Между тем, для понимания смысла праздника и икон, с ним связанных, необходимо знать: зачем нужно было рождение на земле Бога? На страницах книги автор дает ответ на этот вопрос, потому как без него понять язык символов в иконах Рождества Христова невозможно.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!