У книжной полки. Г.П. Чинякова. Россия под омофором святителя Николая

18 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Нет народа, который не знал бы и не почитал святого угодника, архиепископа Николая Мирликийского. Но более всего он любим в России. Не случайно святитель Николай слывет русским святым. Даже народные сказки и былины представляют его самым милостивым заступником, который не гнушается никаким человеком ни в какой ситуации. Множество пословиц и духовных стихов посвящено Николе Угоднику. Зимний и весенний дни его памяти были своеобразными рубежами для крестьянина; празднование Николина дня совершалось особенно торжественно. В горести и в радости русские люди обращались с доверчивой молитвой к своему скорому помощнику. О жизни святителя Николая и о его заступничестве за русский народ перед Господом рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Россия под омофором святителя Николая».

***

1. Эта книга, по словам издателей, поможет читателю поглубже познакомиться с Житием Николая Чудотворца, узнать, как началось почитание святителя на Руси, и о чудесах, которые происходили по молитвам к нему. В конце книги помещены Слово святителя Николая Сербского (Велимировича) и Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о святителе Николае. В предисловии книги, ее составитель Галина Павловна Чинякова пишет: «Архиепископ Мир Ликийских Николай, великий столп православной веры, родился в тяжелый для Христианской Церкви период.

2. Отношение правившей языческой римской власти к христианам со II до первой половины IV века выражалось в откровенно жестоких или скрытых, смягченных гонениях на них. Христианство не совмещалось с государственной властью Римской империи, с государственной языческой религией и рядом общественных требований к римским гражданам. Издревле государственная власть Рима, безусловно, господствовала во всех областях человеческой жизни, подчиняя себе не только внешний, но и внутренний мир подданных. Государство и его польза представлялись главным смыслом и содержанием существования человека. Император воспринимался не только как носитель божественной власти, но ему самому воздавались почести, как Богу.

3. Христиане не могли принять это установление, как не могли следовать верованиям язычников, — поклоняться изображениям их божеств, которые олицетворяли либо явления природы, либо идеи власти, либо человеческие страсти. Уклоняясь от участия в религиозных торжествах, они соответственно не исполняли обязанностей римского гражданина. Поэтому христиане не могли не вызывать недовольство и раздражение как у простых людей, привязанных к языческим суевериям, так и у образованной части общества, неразрывно связанной со светской культурой. Тем более христиане вызывали гнев правителей, заинтересованных в укреплении государственных устоев.

4. Первым систематическим преследованием было гонение при императоре Траяне в начале II века. Оно повторилось в царствование императора-философа Марка Аврелия. В середине III века христиане были притесняемы при императоре Декии. Более ожесточенно действовал его преемник — император Валериан во второй половине своего правления. Жесточайшее и последнее гонение относится к концу времени царствования императора Диоклетиана, его соправителей и преемников. Немногочисленной, но твердой духом Христовой Церкви противостояло мощное, исполненное внешней силы, но внутренне ослабевшее языческое Римское государство. В то время как проливалась мученическая кровь, Промысл Божий даровал Церкви чудного пастыря, строгого ревнителя православной веры — архиепископа Николая. Светильника всемирного, воссиявшего на небе церковном, Господь явил Своей страдалице-пастве, которая утешалась и укреплялась в мужественном стоянии в вере, имея перед собой прекрасный пример своего архипастыря.

5. В первой части книги автор рассказывает о земной жизни святителя Николая и о тех добрых делах, которые он совершал. И так же как при жизни архиепископ Николай утешал, помогал, избавлял от различных несчастий всех, кто обращался к нему с просьбой, так и после своей кончины он продолжает оставаться верным и скорым заступником тех, кто верит в его помощь и прибегает к нему с теплой молитвой. Об этом говорится в следующих частях книги. Одна из них расскажет о чудесах святителя после его успения по всему миру, затем автор приводит свидетельства почитания угодника Божия в России, говорит о его чудотворных образах, и наконец, рассказывает о чудесах, которые произошли по молитвам к святителю Николаю в 20 веке на русской земле.

6. Милость Божия, - пишет автор, - подаваемая через Его «предивного и милостивого» служителя, в первую очередь направлена на исцеление и спасение человеческой души. Святитель Николай не только выручал из беды православных христиан, не только просвещал простодушных диких язычников. Он милосердует и о нас, о нашей, зараженной безбожием, обезображенной и истерзанной Родине, призывает к покаянию русский народ. Ныне, как и прежде, угодник Христов Николай готов скоро прийти на помощь всякому, призывающему его с верой и любовью. Прочитаем вам один из рассказов, которые собраны на страницах этой книги.

7. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Диме Розову исполнилось 18 лет. На фронт он пошел добровольцем и попал в торпедную часть. Его мать глу­боко верила в Бога. Провожая сына, она благословила его образком святителя и чудотворца Николая, и с этой иконой юноша не расставался никогда. Спустя недолгое время, поздней осенью, торпедный катер, на котором служил Дмитрий, наткнулся на мину и взорвался. После взрыва юноша очнулся в открытом ледяном море. Нигде не было видно никаких следов подорвавшегося судна. Бушлат промок и тянул в воду, грузной тяжестью висели свинцовые, налитые водой сапоги, но Дмитрий пытался держаться на плаву.

8. Скоро он окоченел в холод­ной воде, появились судороги, сил не оставалось. Вспом­нив в последнюю минуту о матери, Дима полуосознанно позвал на помощь Николая Угодника и потерял сознание. Обморок длился несколько часов. Опомнившись, Дмитрий обнаружил себя на берегу: он лежал в насквозь мокром бушлате, сапоги были полны воды. Прошло мно­го лет после войны, Дмитрий остался жив и, рассказы­вая своему другу-художнику, Льву Михайловичу Рыжову, об этом эпизоде, говорил: «Не знаю, есть ли Бог, но святитель Николай - есть!» Так спас от гибели чудотворец сына за молитвы матери.

***

По словам Галины Павловны Чиняковой, в наше время, когда основная масса русского народа отошла от православной веры, от служения Богу, Его святые угодники не оставляют Россию, но продолжают спасать человеческие души, продолжают будить наше омертвевшее, уснувшее сознание, призывать к покаянию, напоминать о вечной жизни. Святые, члены Небесной Церкви, снисходят к своим земным братьям, укрепляя их в своей вере и утешая во многих скорбных обстоятельствах. И в сонме святых наиболее прославлен русским народом с незапамятных времен святитель Николай Чудотворец, о котором рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать