Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Это уже третье издание книги «Родина адмирала», посвящённой родным местам двух русских святых - праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Феодора Санаксарского. Книга дополнена новыми фактами из летописей рода Ушаковых, а также истории храма Богоявления-на-Острову и Островского Богоявленского монастыря. В заключительной главе речь идёт о реализуемом ныне проекте возрождения этих территорий Верхней Волги. Как говорится в издании, святой праведный воин Феодор Ушаков родился и вырос на Верхней Волге. Имение его отца Фёдора Игнатьевича Ушакова находилось в сельце Бурнакове (как значится в переписной книге Романовского уезда за 1709 год – Борнякове), на полпути между Рыбинском и Романов-Борисоглебском, на левом берегу великой русской реки. Именно здесь, на волжских просторах среднерусской равнины, как драгоценный плод, зрела душа юноши, вся жизнь которого стала подвигом во славу Божию и во славу России.
Известно имя прапрадеда адмирала – Дмитрий Калинович Ушаков, за ним поместье в «Бурнакове Кологодского стану» числилось еще в XVII веке. Затем, во II половине XVII века, оно досталось прадеду адмирала Василию Ушакову. Позднее им владел дед – Игнатий Васильевич (ок. 1670–1753), по государеву указу руководивший соляными сборами в Романовском уезде. Был он небогат, хотя и жил в достатке. Та же переписная книга свидетельствует, что ему принадлежали «помещичий двор, одна пустошь, крестьянских дворов – 2». В этом документе также сохранились сведения и о нескольких десятках потомков рода Ушаковых, имевших тот же имущественный статус и живших соседями неподалёку, на землях старинных Кологодского и Воздвиженского станов. Известно, что Ушаковы принадлежали к древнему дворянскому роду: они приходились роднёй Долгоруким, Голицыным, Вяземским.
В первой трети XVIII века все три сына Игнатия Ушакова служили в Преображенском полку, эта служба для мелкопоместного дворянина была почетной. Особенным для семьи Ушаковых был пример жизни Ивана Ушакова, дяди будущего адмирала. Родившийся в 1717 году, он уже в семилетнем возрасте был записан в лейб-гвардии Преображенский полк, а в 1735 году отправился туда служить. Осенью 1743 года сержант Иван Ушаков стал свидетелем внезапной смерти товарища, случившейся во время дружеского застолья. Под сильным впечатлением от случившегося Иван тайно оставил службу в гвардии и ушел к монахам-отшельникам в леса Северной Двины.
Шесть лет спустя его нашли, арестовали и доставили в Санкт-Петербург, к императрице Елизавете Петровне, которая предложила ему вернуться в полк. Однако Иван Ушаков ответил: «Одного прошу у Вашего Величества: дать мне умереть монахом». И 13 августа 1748 года в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга он принял монашеский постриг с именем Феодора. В то время его племяннику Фёдору Ушакову исполнилось только три года. Однако это исключительное для семейства Ушаковых событие, за которым последовали известия о ревностном служении иеромонаха Феодора, впоследствии основателя Санаксарского монастыря и учредителя особо строгого монастырского устава, было постоянным предметом бесед в семье Ушаковых и оказало влияние на всю дальнейшую жизнь прославленного флотоводца.
Как утверждает Владимир Дмитриевич Овчинников, один из земляков адмирала Ушакова, уже в XXI веке исследовавший большую часть известных источников о его жизни и деятельности, «процесс обучения детей провинциального дворянства происходил, как правило, при монастырях, храмах и других церковных учреждениях. Такая система сложилась с древних времен. Однако, если в древности целью обучения выступало приобщение человека к Богу, направление его «на путь истинный», «на путь спасения», то, начиная с Петра I, основой стало светское обучение, а духовно-нравственная сторона этого процесса носила уже подчиненный характер.
Используя метод аналогий, с большой долей вероятности можно предположить, что домашнее обучение и, в определенной степени, воспитание Фёдора Ушакова происходило в Богоявленском Островском монастыре, расположенном в трех верстах от Бурнакова, и было подчинено подготовке к поступлению в военно-учебное заведение и духовно-нравственному воспитанию, – пишет В.Д. Овчинников. – Исследование ранней биографии Ф.Ф. Ушакова позволило установить, что в детстве и юности он часто приступал к исповеди и Причастию. Церковные Таинства выступали как мощные и эффективные средства, воздействовавшие на его эмоции и волю. Так, молитвы помогали научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповеди приучали к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи и проступки — к покаянию; посты, епитимьи, телесные наказания помогали укрощать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость.
Посещение и обследование во время экспедиций («полевых» исследований) храмов XVIII века, сохранившихся в Рыбинском и Тутаевском (Романовском) районах Ярославской области, в том числе и церкви Богоявления-на-Острову, дают основание говорить еще об одной форме духовно-нравственного воспитания – почитании святых земли Ярославской: благоверных князей Феодора Ярославского и Александра Невского, преподобных Иринарха, Сергия Радонежского, Авраамия, святителей Димитрия и Леонтия Ростовских и многих других. На примере их праведной жизни воспитывались жители всей Ростово-Ярославской епархии, в том числе и Фёдор Ушаков. О его жизни и его родном крае рассказывает эта книга.
***
Эта книга о родине святого праведного воина Феодора Ушакова вышла в свет накануне славного юбилея адмирала – 275-летия со дня его рождения. Это своеобразная летопись истории исследований и сохранения памяти о выдающемся земляке на его родине, а также летопись событий прошедшего пятилетия, связанного с возрождением храма Богоявления-на-Острову – этой драгоценной святыни Ярославской земли, прихожанами которого были и Ушаковы. Большой, чудом сохранившийся здесь каменный храм, переживший все лихолетья отечественной истории, был основан в 1701 году и является ровесником Российского Флота. И сегодня он возрождается, а вместе с ним возрождаются к жизни со Христом и человеческие сердца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!