***
1. Итак, сегодня на нашей книжной полке сборник назидательных повествований о жизни и деятельности благочестивых людей последних веков, для чтения при внебогослужебных собеседований. Книга, подготовленная по изданиям 1912 и 1913 годов, содержит образцы любви к Богу и ближним. Как говорится в предисловии книги, «в очах Божиих любовь к ближнему так ценна, что она одна только дает истинным последователям Господа нашего Иисуса Христа право называться чадами Божиими (1 Ин. 3,1). Окрыляя человека всеми добродетелями, она не только открывает двери Царства Небесного, она и здесь, на земле, делает его счастливейшим из смертных». И примеры этому мы находим в этой книге. Рассмотрим некоторые из них.
2. Открывает книгу рассказ об одном благочестивом человеке Никите, который благодаря своему трудолюбию не имел нужды в деньгах и мог бы жить в свое удовольствие, но нет. После смерти отца и замужества сестры, когда ничего его уже не держало дома, Никита, которому в ту пору было меньше 25 лет, стал думать: «а такую ли он ведет жизнь, какую заповедал Христос, и как спасти свою душу, не лучше ли ему бросить все и уйти в монастырь. Мысль эта, - пишет автор рассказа, - родилась у него из-за того, что он в одно из воскресений слышал в церкви, как священник читал Евангелие, где говорилось: «И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38). Эти слова страшно смутили его, и он не знал, что ему делать.
3. «Господь повелел любить ближнего, как самого себя», - рассуждал юноша. - Он Сам, живя на земле, заботился не о Себе, а обо всех без различия. Он проповедовал любовь, истину и добро, облегчал страдания людей, утешал печальных, исцелял больных и воскрешал мертвых. А чтобы спасти всех, перенес великие крестные страдания. Этим Он дал нам высокий пример, как жить и как поступать». Долго думал об этом Никита, и в конце концов твердо и без колебания решил, не уходить в монастырь, а всецело отдать свою жизнь на пользу ближним. После чего отправился в дорогу. Заходя в селения, он интересовался, кому хуже всего живется, и помогал несчастным. Это был удивительный человек, «неведомый миру подвижник, неуклонно следовавший по стопам Христа и положивший жизнь свою за ближнего».
4. Как отмечает автор рассказа, «это происходило очень давно, когда люди были более религиозны, более заботились о спасении своей души; они повсюду искали Бога и стремились к Нему, некоторые уходили в монастыри, в леса, дебри и пустыни для одиночного созерцания, молитвы, поста и изнурения своей плоти. А другие, оставаясь и в миру, совершали великие подвиги, какими отличались только великие святые». Еще один из рассказов книги повествует о диаконе Александре Воскресенском, который почил 6 ноября 1876 года и похоронен в Горне-Успенском монастыре Вологды. При жизни все называли его петропавловский диакон. Прозорливец и юродивый, он видел не только ближайшее, но духовными своими очами проникал вдаль, в глубину людских сердец.
5. Он утешал впадавших в несчастье, подкреплял их посильным словом надежды в помощь Божию. И скорбящие верили, что отец диакон поможет им своею молитвою и словом. Случаев, в которых ясно открывался дар прозорливости этого старца, очень много, как и случаев его помощи людям, и о некоторых из них говорится в рассказе «Петропавловский диакон». А следующий за ним рассказ поведает читателям о многолетнем страдальце, коим был в 19 веке Михаил Иванович Безруков. Как пишет автор этого рассказа, «в великом сонме избранников благодати в новые века русской жизни есть несколько таких лиц, которые, по воле Христа Спасителя, шли необыкновенным путем. Это были многолетние страдальцы, в тяжелом мучительном недуге проявлявшие дивное терпение и тем учившие других смиренному несению своего креста. Таким-то избранником Божьим был и Михаил Иванович.
6. В молодом возрасте настигла Михаила Ивановича беда. Заболев, он слег и уже никогда не смог подняться на ноги. Со временем понял, что это Божье призвание — нести смиренно крест недуга своего, и с тех пор никто не слыхал от него ни слова ропота. Напротив, всех он уговаривал смиряться пред Господом. А когда дух страдальца очистился, Господь явил его избранником Своей милости страждущим людям. Этот полумертвец был источником жизни и счастья для здоровых телом, но больных душою людей. Он светил и сиял светом подвига своего в течение многих лет, и многие люди через него утвердились на пути добродетелей и научились смиренно нести крест и в преданности Божьей воле находить себе истинное счастье на земле... А вместе с ним служила людям и его жена, Евдокия.
7. И еще один рассказ, или как его назвала его автор Н. Воронова, - очерк-быль «Святое дитя», повествует о девочке Марусе, которая была единственной дочерью богатых и благочестивых родителей. Она умерла в 11 лет и всю свою недолгую жизнь постоянно хворала. В ней гнездился какой-то недуг, не поддававшийся никакому лечению и часто подолгу приковывавший её к постели. Но постоянно страждущая, она была всегда весела, ясна и - удивительное дело - не выносила бездеятельности. Доктора, лечившие её, говорили, что её страдания часто были невыносимы. Но из любви к родителям она редко высказывала нетерпение. «Поднимите меня, посадите в подушки, чтобы папа не подумал, что мне худо» - говорила она иногда, когда отец возвращался из должности к своей любимице.
8. Если же в минуты сильнейших страданий ей случалось иногда высказывать раздражение относительно ухаживающих за ней лиц, она сейчас же с трогательной любовью просила у них прощенья. Какая же сила была в этом ребёнке! Кто помогал выносить страдания? Что делало её такой кроткой и даже радостной? Помогала ей вера и пламенная любовь к Богу. Последние минуты ее жизни были тихи, почти без страданий. Она как бы уснула в то самое время, когда во всех церквях раздавалось пасхальное пение «Христос Воскресе!» Недолгой была её жизнь, но она оставила после себя светлый мир воспоминаний».
***
Вот такие рассказы, дающие нам образцы любви к Богу и ближним, собраны на страницах этой книги. В завершение программы приведем еще один убедительный пример того, что любовь к ближнему превосходит все другие дары. «Некогда два инока, не имевшие в сердце своем любви к ближним, пришли к одному опытному и духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: «Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет, что мне будет за это?» Старец отвечал: «Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от труда твоего нет». А другой воскликнул: «А я, отче, чудеса творю». — «И тебе нет пользы, — сказал старец, — ибо и ты любовь отгнал от себя». Потом, обратившись к ним, сказал: «Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите, и тогда спасетесь». Эти примеры нам и предлагают авторы рассказов, собранных на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!