***
1. Как говорится в рецензии на книгу, которую составил Дмитрий Михайлович Володихин, «воцерковленной читающей публике Наталия Борисовна Черных известна давно и по множеству книг. Среди ее изданий, получивших широкую популярность, - «Остров Любви. Рассказы о Церкви», «Океан веры: рассказы о жизни с Богом», «Подвижницы. Святые женщины нашего времени» и другие. В новую книгу вошло несколько десятков художественно-документальных новелл, посвященных разным персонам: здесь и московское старчество, и псково-печерское, и подробный рассказ об иноческой жизни в Глинской пустыни – прекрасном цветке строгой монашеской жизни, задушенном свирепой «хрущевщиной».
2. Перед читателем проходят священники и архиереи – «сидельцы», «лагерники», «лишенцы» и еще… «исполненные», то есть расстрелянные по приговорам безбожной советской власти. Кочует из рассказа в рассказ стержневой персонаж – владыка Казахстанский и Алма-Атинский Иосиф (Чернов). Судьба его показательна: пройдя ужасы сталинской эпохи, он уже во времена, многим казавшиеся «травоядными», испытал тяжкие лишения и даже плакал в дальнем уголке храма, за печкой, на чужой литургии, из-за того, что ему самому запрещали служить, нанося тем самым невыносимое мучение, отбирая смысл жизни… А Литургию владыка любил с ранних лет своей жизни.
3. Вот автор рассказывает: «Было ему четыре года, когда на праздник Архангела Михаила отец Вани, именинник, решил взять сына в храм. Первое, что Ваня увидел в храме, – какая красота там, на возвышении. Розовая расшитая завеса, узорные врата. Возле них чинно ходят прекрасно одетые люди и поют так, что сердце Вани разорвалось бы, но на то и благодать, чтобы восполнять немощное. Ваня навсегда полюбил церковную службу. И как только отец отвлекся, сорванец – шмыг, в момент оказался возле алтаря и еще чуть-чуть – забрался бы в алтарь. Но Михаил Наумович нелегала поймал. «Михаил Наумович, твой сын Вашутка очень рано хочет проникнуть в алтарь!» – сказал кафедральный протоиерей Суторский, давая отцу Вани крестное напутствие.
4. А вот что произошло, когда мальчику было лет восемь. «Однажды, - пишет автор, - ватага мальчишек собралась в архиерейскую церковь. Ваня проник в заднюю часть и… застыл как вкопанный. Он увидел монаха в полном облачении! Красота какая невероятная! И мантия, и клобук, и наметка – все было изумительно хорошо, божественно хорошо. Может быть, сердце восьмилетнего мальчика тогда впервые ощутило силу данных ему ангельских крыл. Когда Ваня вернулся домой, в мыслях была только эта уходящая в небеса, бесконечно стройная фигура молящегося человека, близкого к ангелам. Владыка Иосиф так просто и скажет: «Я влюбился в монашество на всю жизнь».
5. Ненадолго появляется на страницах книги благородная и жертвенная натура – святая великая княгиня Елизавета Феодоровна». В книге отражены несколько моментов из жизни святой. Свое повествование автор начинает с того дня, когда бомба террориста Каляева оборвала жизнь ее супруга Сергея Александровича, но она простила палача своего мужа, как молилась потом и о своих палачах. Всего несколько страничек посвятила автор и святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. Быть может кто-то из читателей удивится: ведь отец Иоанн не мученик, да и умер он раньше революционного переворота. А автор пишет следующее: «Дневник, который отец Иоанн вел многие годы, вполне уместно назвать непрестанной письменной молитвой. Больше всего в нем покаянных вздохов и хвалы Господу Христу.
6. Однако это несомненное свидетельство того, как сила Божия совершается в немощи человеческой. В течение нескольких лет даже самые близкие отца Иоанна не подозревали о его тяжелом недуге, возникшем после ножевых ранений при покушении. Это было мученичество». Кроме того, как отмечает автор, «Кронштадтский пастырь воистину стал Божественной рукой, протянутой из столетия в столетие. В начале священнического служения он вел переписку со святителем Феофаном, одним из самых значительных духовных наставников девятнадцатого столетия. А духовными чадами Кронштадтского пастыря были многие видные иерархи того времени. Можно сказать смело, что именно отец Иоанн Кронштадтский сформировал людей Церкви, выстоявшей во времена гонений. Митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Вениамин (Казанский) и, конечно, Святейший Патриарх Тихон – все спрашивали совета у Кронштадтского протоиерея, ибо это воистину был Пастырь пастырей».
7. Рассказывая о новомучениках и исповедниках русских, Наталия Черных, по словам Дмитрия Володихина, «глубоко погрузилась в ту преисподнюю, которая окружала подвижников XX столетия и примерила на себя жар ее пламени. Она всем сердцем сопереживает новомученикам и исповедникам, можно сказать, их страдания для нее – родные. Очень хорошо видно, что автор книги отнесся к своей задаче серьезно: Наталией Борисовной собран обширный фактический материал о множестве персон, достойных быть примером для доброго христианина. Нетрудно заметить и работу в архивах, и основательное знакомство с разного рода воспоминаниями, дневниками, трудами историков Церкви».
8. Написанная живо, эмоционально и проникновенно, эта книга Наталии Черных содержит множество редких и интересных сведений о жизни и служении наших святых соотечественников и подвижников веры. Автор собрала и выстроила интереснейший материал, дающий возможность еще раз осознать и почувствовать непрерывность святоотеческой традиции нашей Церкви. А главное, ощутить живую человеческую и духовную связь с этими людьми — они жили среди нас или застали наших родителей, бабушек и дедушек, ходили по тем же улицам, служили в тех же храмах, которые мы посещаем. Только несли они свой крест смиренно и мужественно, а многие из них приняли мученическую смерть.
***
Люди, о которых рассказывает эта книга – наши современники. Жившие в наших городах и весях, в наших домах, ходившие теми же дорогами. И среди миллионов тех, кому было проще и легче закрыть глаза и не видеть, нашлись лишь немногие, кому Христос оказался ближе всех благ земных. По словам автора, осмысление подвига новомучеников и исповедников – это не только еще один повод перебороть вековую боль и заглянуть в себя, в недавнюю историю своей страны, где в повседневной рутине переплелись судьбы палачей и их жертв. Пусть не все герои этих рассказов прославлены в лике святых и порой так обыденны их поступки – их жизнеописания дают нам, современным людям, возможность почувствовать Христа совсем рядом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием
Читаем Добротолюбие. «Против человекоугодия». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Преображение через Пасху. Людмила Васильевна Кадема
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!