***
1. Составитель этой книги - протоиерей Павел Карташев - настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района Московской области. Родился в Туле, с 1958 года жил и учился в Москве. Кандидат филологических наук. Писатель. Автор книг о вере, о смысле жизни для молодежной аудитории; сказок для детей; рассказов и очерков для взрослых; книг по литературоведению. Как отмечают издатели, книга «Радист Матери-Церкви», подготовленная отцом Павлом, по-настоящему уникальна. В ней фактологическая точность и краткость изложения соседствуют с необычайно легким, выразительным слогом. Это и настоящее житие, и современная биография, историческое свидетельство и художественное произведение.
2. Для начала вспомним вкратце житие святого Паисия. Родился он, как уже отмечалось, в многодетной верующей семье, греческом селении на территории Турции. Вскоре, спасаясь от турецких гонений, семья переехала в греческий город Коница. Здесь мальчик, следуя примеру родителей, научился молиться, поститься и ходить в храм Божий. Окончив школу, Арсений выучился на плотника и открыл столярную мастерскую. Однако в 1945 года был призван в армию, где во время гражданской войны служил радистом. Спустя пять лет стал послушником в монастыре Эсфигмен на Святой Горе Афон, а затем в Кутлумушском скиту. Через четыре года принял рясофор с именем Аверкий. После, отправившись в монастырь Филофей, был пострижен в малую схиму с именем Паисий.
3. Трудился над восстановлением сгоревшей обители Рождества Богородицы в Стомионе Коницкой епархии. В 1962 году прибыл на Синай, подвизавшись на реставрации монастырских икон, в то же время, помогая местным жителям. Вернувшись на Афон, поселился в Иверском скиту, приняв постриг в великую схиму. Перенес операцию на легких. В течение нескольких лет содействовал возрождению Ставроникитской обители. Затем поселился в келье «Панагуда» монастыря Кутлумуш на Афоне. В 1993 года, будучи тяжело больным, Старец отправился почтить память преподобного Арсения Каппадокийского в монастырь Святого Иоанна Богослова в Суроти, где и скончался 12 июля 1994 года.
4. Вот такие краткие биографические факты из жизни, можно сказать, простого человека, такого, как все мы. И всё-таки за этой простотой стоит святость. О том, как начинается жизнь святых людей, отец Павел пишет в первой части этого издания. А начинается она, за редким исключением, у всех одинаково. В книге мы читаем: «Когда только-только начинается жизнь человека, может показаться, что его самого по-настоящему еще нет. Конечно же, он есть, и даже вполне настоящий, и со временем он может стать большим и добрым – просто копит силы, чтобы проснуться. Внутреннему свету его еще предстоит, возможно, просветить и его самого, и людей вокруг. Будущее его неясно. Он пока впитывает. Как земля пьет дождь, цветок питается солнцем.
5. Его же душа запоминает речь, прикосновения заботливых рук, тепло глаз, холод безразличия или уколы вражды. Он еще не говорит – говорят о нем. Не рассуждает. За него другие люди принимают решения, те, которые уже твердо стоят на ногах. Решают, куда его нести, на что ему смотреть, что слушать. Таков общий порядок для всех. Если свойствам и талантам, ответственности и самоотдаче в человеке суждено раскрыться, то происходит это не сразу, а постепенно. Образ зрелости проступает из рассвета неспешно. Ничего готового с неба не падает. Но бывает, небо вдруг само приблизится к земле и высветит в ее глубине то, что в ней до поры сокрыто. Словно войдет оно в детский сон, согревающий тайну еще не наступивших дней, и разбудит в нем далекую мудрую мысль – о предстоящем зрелом пути. И ребенок невольно откроет что-то удивительное о своем будущем. И тогда вспыхнувшее будущее подскажет взрослым, какое особенное, избранное дитя им подарено».
6. Именно так было и в жизни святого Паисия. Как рассказывает автор, Арсения Эзнепидиса – так звали будущего монаха Паисия Святогорца – мир впервые разглядел и запомнил в обстоятельствах чрезвычайных. Младенец явил себя людям тихо и смиренно и при этом так страшно и знаменательно, что хоть и крошечным, однако же сразу показал, не испустив ни единого скорбного звука, каким путем пойдет к Богу. Нет, он не стал святителем Церкви Христовой или игуменом монастыря, не сподобился и священного сана, но сделался собеседником ангелов и через это внутреннее общение с Небом, в нелегкой и радостной борьбе за свою душу, достиг меры кроткого наставника монашествующих и мирян. Что же произошло в самом начале его жизни?» Об этом и других удивительных чудесах, которые происходили на протяжении всей жизни святого, читатели узнают из этой книги.
7. «Вообще, - как отмечает автор, - вся жизнь святого человека говорит о том, какими люди должны быть. Святой являет собой образец. Это во-первых. А во-вторых, святой показывает, где следует искать помощь в трудных обстоятельствах, где спасаются души от смерти. Искать и спасаться нужно в Церкви, и это потому, что Бог помогает слабым людям через людей испытанных, искусных в борьбе с грехом. А в-третьих… Вот если сказать о третьем, то получится почти повторение первого и второго. Но все-таки дорисовать черточку к картине стоит: святой – это человек, который постарался понять, каким даром он обладает, и ничего не потерять, а только умножить. В самом начале ответив на призыв».
8. Каждого из нас призывает Господь, но не все отвечают. Да и Сам Спаситель говорит, что «много званых», но «мало избранных». Почему это так? На этот вопрос лучше всего отвечает жизнь с виду вроде бы обыкновенного, но все же из ряда выходящего человека: того, кто решительно пошел за Призвавшим. Таким был старец Паисий Святогорец, о котором рассказывает эта книга.
***
Преподобный Паисий называл монахов радистами Матери-Церкви. Переданные через него молитвенные обращения людей в «Небесный Центр» достигали адресата не только при жизни святого, но и сейчас старец Паисий по-прежнему утешает, наставляет и молится о всех нас. Его поучения и наставления, просвещенные светом Божией благодати, являются настоящей сокровищницей мудрости, уроков любви, сострадания и ревности о вере. А в этой книге протоиерей Павел Карташев сумел рассказать о преподобном так, что через все повествование ощущается свет и дыхание его святости.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!