У книжной полки. Психология греха. По творениям преподобного Макария Египетского. Протоиерей Георгий Бреев

13 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Преподобный Макарий Египетский, живший в 4 веке, наименован Святой Церковью Великим благодаря своей высокой подвижнической жизни и глубоко назидательным писаниям. Изучение творений преподобного Макария показывает, что у него были излюбленные темы, на которые он был готов всегда и везде говорить. Но весь этот круг вопросов, постоянно занимавших его душу, вращался вокруг двух основных, внешне противоречивых фактов: пришествия в мир Бога во плоти и реально переживаемой человеком греховности. Глубоко воспринятые сердцем подвижника, христианские истины научили его видеть причины столь парадоксального несоответствия в самом человеке. А личный мистический опыт через проникновение в тайны человеческой природы открыл сложную психологию греха, единственного виновника всех бедствий человеческих. «Психология греха», - так называется книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1.  Книга «Психология греха», вышедшая в издательстве Никея, составлена по творениям преподобного Макария Египетского.  Она глубоко раскрывает тему грехопадения и его последствий с точки зрения психологии человека — от Адама и до каждого из нас. Автор, протоиерей Георгий Бреев, подробно рассматривает, что такое грех, его природу, сущность, причины, психологию греха и первородный грех как основу греховности, а также последствия грехопадения, этапы развития страстей и психологию борьбы с грехом. Это исследование предопределило инициативу отца Георгия в формировании современной школы православной психологии: «Только в ясном представлении о сущности греха можно воздвигнуть здание психологии, то есть учения о грехе в его активном жизненном проявлении».

2. Прежде всего, отец Георгий рассказывает о преподобном Макарии Великом. Родился он около 300 г. в одном из селений Верхнего Египта. Время его юности прошло в доме родителей. После смерти отца и матери юный ревнитель благочестия раздал оставшееся имущество бедным и удалился на Нитрийскую гору в пустыне. Прожив три года в уединении, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, горя желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. У него преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта).

3. Здесь проходит основная часть его подвижнической жизни. Уже в скором времени после удаления в пустыню слава о преподобном Макарии как о мудром наставнике иноческого жития распространяется весьма широко. Со всех концов христианского мира в пустыню, скрывавшую от людского взора великие труды и подвиги преподобного отца, начинают стекаться паломники. Одни тянулись к великому старцу за разрешением мучивших их вопросов, другие — с целью врачевания душевных недугов, иные — в поисках правильного образа жизни. И никто не возвращался от него неутешенным или невразумленным. Некоторые из вкусивших сладость отеческих наставлений изъявляли желание оставить мир и поселиться в пустыне около преподобного Макария. Так образовалось отшельническое общежительное братство, возглавляемое и управляемое великим старцем.

4. Сознание особо высоких обязанностей пастыря и наставника ищущих спасения часто побуждало отца Макария к различного рода поучениям и наставлениям братии. В своих беседах он рассуждает как психолог и мистик, а не как догмат. Поэтому, несмотря на всецело церковное истолкование различных состояний человеческого духа, в рассуждениях преподобного Макария Египетского есть много своеобразного, заимствованного не из догматических положений, из живого религиозного опыта. К числу таких положений можно отнести мысли святого отца о возможности общения сатаны с человеческим духом, о со-обитании духа тьмы и Святого Духа в человеческих душах, о том, что Крещение полностью не освобождает человека от греховной скверны, что и в крещеных есть некая порча, которая исцеляется только подвигом и молитвою.

5. Сквозь все эти утверждения, по словам отца Георгия, проглядывает глубоко мистическая личность автора, исходившего в решении актуальных вопросов своего времени из богатого личного опыта и глубокого знания психологических основ человеческой души. В своих беседах, словах и посланиях преподобный отец не преследовал цель дать еретическое определение сущности греха или же изложить в научном плане разные состояния человека-грешника. Он далек был от подобной мысли. Иная причина побуждала преподобного Макария отверзать свои уста к поучению братии: отеческое желание передать свой многолетний опыт жизни во Христе. Как мистик преподобный Макарий видел, что грех, прежде всего, есть сила противо-благодатная. Как психолог — знаток человеческих душ — он представлял грех не иначе как извращенность, отступление от начертанных Богом норм духовной жизни.

6. Обращаясь к исследованию трудов Макария Египетского с целью найти искомый ответ о сущности греха, по словам отца Георгия, необходимо отметить, что в решениях этого вопроса он стоял на твердых позициях церковного понимания происхождения и сущности греха. Первым штрихом в описании онтологии греха преподобным Макарием является то, что он грех — «зло» — переносит всецело в область психических явлений. Именно с психологической стороны грех получает свое полное освещение у преподобного Макария. Будучи явлением психического порядка, сущность греха может быть рассмотрена и осмыслена только в этом плане.

7. Отец Георгий отмечает, что хотя творения преподобного Макария и представляют собою богатый материал для психологии и аскетики, но в них наблюдается полное отсутствие какого-либо плана или системы. Да и терминология носит на себе отпечаток древности и несовершенности. Объясняется это не только спецификой творений, представляющих интерпретацию отеческих наставлений к братии, но и временем написания. Творения преподобного Макария относятся к числу первых произведений аскетической литературы. Изучая их, мы восходим ко времени зарождения монашества, когда оно скорее намечало свои задачи, чем давало им полное и всестороннее разрешение.

***

Творения преподобного Макария явились плодом его многолетнего опыта борьбы с грехом. В них наш преподобный отец выступает убежденным проповедником и истолкователем различных состояний человеческого духа: как душа человека может совмещать в себе грех и благодать и каким образом через союз свободной воли с благодатию совершается постепенное очищение души от греха. Преподобный Макарий не был ученым психологом. Он учил из внутреннего опыта и глубокого знания своей души. В этом и состоит непреходящее значение его творений. Принципы, провозглашенные преподобным Макарием, были полностью восприняты позднейшими подвижниками. На них воспитывались и возрастали многие поколения монашествующих. А позднейшие аскеты разработали, углубили и включили в свои учения о грехе богатый психологический материал, содержащийся в творениях Макария Великого.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​