Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами... Псалом из каменного сердца источает слезы... Псалом просвещение душ, освящение тел. Псалом - привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам. ... Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями...», - так говорил о Псалтири Давидовой преподобный Ефрем Сирин, великий и богоносный учитель покаяния, живший в IV веке Христианства. ...Удивительно - но и сегодня, по прошествии почти семнадцати столетий, также возвышенно и с такой же духовной любовью мы говорим и о «Псалтири» самого Ефрема Сирина.
2. Как уже говорилось вначале программы, эта книга была составлена святителем Феофаном Затворником из богомысленных размышлений и молитвословий преподобного Ефрема. Редактору журнала «Душеполезное чтение», протоиерею Василию Нечаеву, Владыка писал, что ему пришло на мысль выбрать из святого Ефрема Сирианина Псалтирь. Нашлось 150 статей - больше молитвенных, несколько нравоучительных догматических... Какой это был вопиющий святой Отец! Настоящий христианский Давид». Следует отметить, что святитель Феофан не только замечательно тонко собрал и выстроил последовательность расположения «псалмов» в книге, но и дал им названия.
3. Подражая Богодуховенной Псалтири в числе и содержании статей, святитель подражал ей и в разделении, какое дается ей в церковном употреблении - 150 статей разделены на 20 отделений, как Псалтирь - на 20 кафизм, и каждое отделение на три части, славы, как и там каждая кафизма на три. В начале почти каждого из 20 отделений помещается догмат, а в конце нравоучение - уроки жизни. А сопровождает святитель Феофан эту Псалтирь желанием искренним, чтобы всякий, раскрывающий ее, всегда находил в ней для себя нужное по состоянию своего духа, то вразумление, то сокрушение, то воодушевление, то утешение. Впервые этот труд был издан в начале прошлого века Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем, а после выдержал еще несколько переизданий.
4. Как отмечал в своем предисловии святитель Феофан Затворник к первому изданию Псалтири преподобного Ефрема Сирина, «возгревать в себе дух благодатный есть долг всякого христианина. Главное средство к тому - молитва. В ком возгрета благодать, тот и сам молится, как должно, - когда благодатная сила в нем в движении; но кто не дошел еще до того, тому необходимо саму молитву воспитывать в себе. Воспитывается же она духодвижимыми молитвами, излившимися из пламеневших благодатью душ. Вот почему Святая Церковь дает в руки православным христианам молитвословы: тому же способствовать может и настоящее издание избранных молитв. Как между пророками св. Давид - есть по преимуществу Псалмопевец, так между святыми отцами прп. Ефрем - есть по преимуществу молитвенник. Душа его ни одного Божественного предмета не могла коснуться без того, чтобы не восторгаться горе в молитвенных излияниях чувств. Оттого писания его преисполнены молитв».
5. По словам святителя, святого Ефрема по справедливости можно назвать христианским Псалмопевцем. В псалмах кроме молитв есть догмат о Пресвятой Троице и о воплощении Бога Слова, есть история, есть нравоучение. Такого же содержания статьи внесены и в настоящее издание из писаний св. Ефрема. История в псалмах - это история народа Божия. История в молитвах св. Ефрема - это история всякого христианина, которая внешне определяется рождением, житием на земле, смертью, воскресением и вечною участью, а внутренне состоит преимущественно из борьбы с грехом, из восстаний и падений, из светлых состояний в добре и из мрачных пребываний во зле. В писаниях св. Ефрема все это изображено в самых тонких оттенках и в самых разнообразных подробностях. Это преимущественная часть настоящего издания.
6. Откроем книгу, где запечатлены богомысленные размышления великого подвижника... Всем, кто читал Псалтирь пророка Давида, известно, что в первом его псалме говорится о судьбах праведных и нечестивых, и о том, что праведник получает награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. В соответствии с этим святитель Феофан предлагает и нам те молитвословия святого Ефрема, где говорится о блаженствах. Вот некоторые из них: «Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земного в этой суетной жизни и возлюбил единого благого и милосердого Бога. Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе. Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ее от Бога Спасителя».
7. Далее преподобный отец воздает славословие Спасителю и просит – даровать благодать всеудовлетворяющую. Вот одно из прошений святого Ефрема: «Податель света! Исполни прошение мое и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь, и, как терния и волчцы, да пояст лукавые помыслы!» Так как преподобный Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного, то ни о чем так много не говорит он, как о сокрушении, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния.
8. В одной из своих молитвенных обращений к Богу, святой отец говорит: «Уповая убо на щедроты Твои, Господи, к Тебе припадаю и Тебя умоляю: даруй мне дух покаяния и изведи из темницы беззаконий душу мою! Да воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на страшный ожидающий меня Суд, на котором уже не будет места покаянию в худых делах». Полный сокрушения сердечного, преподобный Ефрем, желал и других расположить к смиренному сознанию своих грехов, чему может послужить предлагаемая вашему вниманию книга.
***
Итак, «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина» — это сборник молитвословий для стяжания благодати, составленный святителем Феофаном Затворником. Господь сказал: ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам. Эти слова относятся к благодати, которая, поселяясь в сердце человека, устрояет там Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин, по мнению святителя Феофана Затворника, - один благословеннейших песнописцев-молитвенников Православной Церкви. И чтение его молитв-псалмов напояет душу благодатию Божией. Человек же, пронизанный благодатию, на все дела свои получает поддержку Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого и, под водительством Духа Святого, проводит жизнь, последуя воле Божией и исполняя свое предназначение в мире.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!