У книжной полки. Протоиерей Андрей Лемешонок. Мы не можем жить как все

29 июля 2020 г.

Мы не можем жить как все, потому что наша личная встреча с Богом не может произойти за чьими-то спинами, в тесноте и давке безликой толпы. Только вырвавшись из цепких объятий этого мира, душа способна увидеть Христа. Он всегда был рядом, но мы, ослепленные и оглушенные грехом, не видели Его. Встреча со Христом дает нам шанс начать новую жизнь, в которую мы теперь осознанно впускаем Бога. Это путь, по которому мы будем идти всю оставшуюся жизнь. Об этом напоминает нам протоиерей Андрей Лемешонок в свой новой книге, которая вышла в свет в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря и называется «Мы не можем жить как все».

***

1. Новая книга протоиерея Андрея Лемешонка «Мы не можем жить как все» представляет собой сборник коротких выдержек из бесед духовника Свято-Елисаветинской обители. Шесть частей книги посвящены этапам долгого и трудного пути человека к Богу. В первой главе под названием «Мы ушли от закона» говорится о том, как обрести внутреннюю свободу, отказавшись от своих желаний и планов ради Бога, с чего начать и на что опереться, меняя свою жизнь. Здесь в частности автор пишет: «Грех постоянно говорит человеку, что церковная жизнь — это ущемление личной свободы. «Почему я не могу поесть, когда мне хочется и это так вкусно? Почему я не могу думать о том, что мне нравится и что приятно, а должен приучать свой ум к богомыслию и воздержанию? Ведь я имею право на свою собственную жизнь, и она принадлежит только мне».

2. Отец Андрей бескомпромиссно отвечает на эти вопросы: «Нет, став христианами, права на свою жизнь мы не имеем. И мы должны сделать свой выбор: за кем и куда мы идем. Апостол Павел говорит страшные слова: вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6: 20). Отдать свою жизнь в руки Божии и идти за Христом — главная задача для каждого верующего человека. Конечно же, внутри будет протест, и близким наша жизнь будет казаться странной и непонятной. Жил человек как все, и вдруг начинает жить по-другому: он уже не участвует в пустых разговорах и спорах, его уже не интересует, что почем, кто и как. В его жизни появляются другие ценности и ориентиры.

3. «Что с тобой случилось? Ты что, заболел? Как ты похудел, на тебе просто нет лица. У тебя несчастье какое-то?» - спрашивают то здесь, то там. А человек, по словам автора, пытается сохранить в себе тот луч света, ту радость, которую он испытал от встречи с Богом, он хочет разобраться, как жить дальше. Потому что, когда человек касается Бога, он проживает всю полноту жизни. И все остальные ценности становятся ничтожными, и на них жалко тратить драгоценное время. Человек приобретает внутреннюю свободу от этого временного мира, от самого себя. И вот постепенно, шаг за шагом, он приходит к Богу, связывая себя узами любви и веры с Богом и с другими людьми.

4. В следующей главе под названием «Где Бог» автор отвечает на такие вопросы: Как спастись и что такое спасение? Как довериться Богу? Какие цели должен ставить перед собой христианин? Действительно ли мы хотим жить с Богом и как укрепиться в своей вере? Здесь автор советует прежде всего успокоиться и действительно захотеть, чтобы Господь открыл нам Свою волю о нас. И вот когда мы приведем свою жизнь в какой-то минимальный порядок, когда мы начнем внимательнее смотреть, как мы живем, на что тратим силы, где теряем, где приобретаем, тогда множество запутывающих нас вопросов сведутся к очень простым, логичным и кратким словам: как нам довериться Богу? Как нам действительно поверить Богу больше, чем нашему уму, нашим каким-то настроениям и внутренним перепадам?

5. Как отмечает отец Андрей, «Господь сказал, как спастись: возлюби Бога и возлюби ближнего. И что мешает нам любить Бога, что мешает нам любить ближнего? Грех. Тогда, конечно, нам надо бороться с грехом. Можем ли мы победить грех своими силами и жить без греха? Ответ однозначный: нет, потому что грех живет внутри нас и наша природа заражена грехом. Он поразил наше сердце, нашу душу, ум, нашу волю, наше тело, и поэтому нам нужна помощь. И помощь эта известна нам. Она — во Христе, и Небесный Врач зовет нас, труждающихся и обремененных. Его любви хватит на каждого, кто приходит к Нему с покаянием. И Бог будет нас ждать до последней минуты нашей земной жизни. Ведь Он наш Спаситель и Любящий Отец».

6. А зачем мы учимся молиться и оставаться наедине с Богом? Какая молитва выше и полезнее для человека? В чем смысл постоянного труда нашей души, который мы не должны оставлять даже до последней минуты своей жизни? Об этом автор говорит в следующей главе, которая называется - «Вот моя душа». Жизнь, по словам автора, - это путь души, на котором нас встречает много препятствий, крутых поворотов, опасных подъемов и спусков. Нам нужно все время бодрствовать, все время сдерживать и контролировать себя: как и куда я смотрю, с кем говорю, о чем думаю. Все это кажется настолько тесным, но эта теснота человеку необходима, чтобы вообразился в нем Христос, чтобы человек жил Христом и не разбился на своей дороге жизни. И поэтому молиться мы должны всё время, до последней минуты нашей жизни.

7. Следующая глава называется - «Неправильное "я"» автор поясняет, почему мы привыкаем ко греху и какие возможности потрудиться ради своего спасения дает нам Господь. Как говорит автор, «в жизни духовной, внутренней все очень просто и понятно. Доверяй Богу до конца, иди за Богом до конца, и Господь никогда не останется в твоих должниках, всегда поможет, в какие бы ситуации ты ни попадал и как бы трудно тебе ни было. Господь, промышляя о нашем спасении, дает нам все для того, чтобы мы победили самих себя, свое «я». Потому что мое «я» неправильное. Неправильно мир мое «я» воспитал, неправильно мир меня научил, увлекая в «страну далече», где нет Бога.

8. Но Господь выкупил нас из рабства страстей, Он спас нас от вечной смерти, и мы должны послужить Ему, каждый на своем месте: кто-то в храме, кто-то на работе, кто-то в семье. Любое наше дело становится не просто каким-то отвлеченным занятием, а служением, послушанием Богу. Мы начинаем жить понятиями не этой земли, а горнего мира, и искать во всем, что мы делаем в своей жизни, волю Божию. И тем самым – исправлять свое «неправильное "я"». О том, как человеку бороться с болезненным восприятием мира? Как одухотворять всё в своей жизни, смотреть на мир глазами любви и веры? - отец Андрей говорит в главе - «Бог нужен всем». А завершает книгу глава под названием - «Мы должны жить», где батюшка напоминает о том, как важно христианину преодолевать трудности на пути к спасению.

***

По словам протоирея Андрея Лемешонка, после встречи со Христом, как бы тяжело и страшно ни было, мы ясно осознаем, что другого пути быть не может. Смешаться и раствориться в толпе, жить как все — это отказ от вечной жизни, это путь в никуда, в пустоту небытия. Ведь там, где нет Бога, жизни быть не может. Как бы ни был труден и опасен наш путь, это путь надежды на вечную жизнь в Царстве Любви Христовой. «Если мы захотим найти такое христианство, которое может сказать: «Можно жить и для Бога, и для этого временного мира», - это уже будет конец нашего христианства. Мы не можем жить как все, если в нас Христос», - заключает отец Андрей и приглашает читателя к тихому, вдумчивому размышлению о путях христианской жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать