У книжной полки. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

27 июля 2020 г.

В Таинстве Святого Крещения каждый православный христианин отрекается от диавола и всех дел его. Но потом, по собственной немощи и из-за непрестанного нападения на нас врагов нашего спасения, человек вновь и вновь согрешает. Тому, кто стремится к богоугодной жизни и заботится о своем спасении, приходится вести постоянную борьбу с «невидимым врагом». В этом деле ему нужна духовная поддержка тех, кто сам в своей внутренней духовной жизни вел невидимую брань, знал все тонкости и опасности такой борьбы. Советы о том, как научиться распознавать козни врага и определять, как и чем надо противоборствовать различным видам нападений, собраны на страницах книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». Об этой книге и пойдет речь далее в нашей программе. 

***

1. Преподобный Никодим Святогорец является одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни 18 века. Известно, что родился он в 1748 году. В возрасте 26 лет пришел на Святую Гору Афон и поселился в монастыре Дионисиат, где, спустя некоторое время, принял постриг. Тогда же на молодого инока были возложены послушания чтеца и письмоводителя. По прошествии двух лет на Святую Гору прибыл Коринфский митрополит Макарий, который обнаружил в Ватопедском монастыре рукопись «Добротолюбия». Подготовить ее к изданию он поручил иноку Никодиму. Так было положено начало многолетним литературным трудам святого подвижника. Следующим местом его подвигов стал скит монастыря Пантократор. Здесь авва ревностно предался изучению Священного Писания и творений отцов Церкви.  

2. В 1783 году принял схиму, а вместе с тем - обет безмолвия,  который хранил 6 лет. Когда на Афон вновь прибыл митрополит  Макарий, он возложил на образованного монаха новое послушание - редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг безмолвия и опять занялся литературной работой.  На этом поприще он трудился до самой своей  кончины, которая последовала 27 июля 1809 года. По свидетельству современников, прп. Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

3. Труды прп. Никодима Святогорца многочисленны и разнообразны: русскому читателю из наследия преподобного хорошо известны - «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», «Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена», «Новый эклогион». Всего же прп. Никодимом было написано около 200 произведений, 26 из которых - это объемные, иногда многотомные сочинения. К сожалению, многие работы подвижника до сих пор не изданы. Особой же популярностью у любителей аскетической литературы пользуется его книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом святителем Феофаном Затворником.

4. В этой книге читатель не найдет рассказов о борьбе с видимыми и чувственными врагами, потому что учит она брани мысленной и невидимой. Каждый христианин начинает ее с того часа, как примет Святое Крещение и даст обет перед Богом – воевать за Него во славу божественного имени Его даже до смерти. Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, по мнению прп. Никодима, - все христиане. Военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый всеми чинами ангелов и святых. Место, где происходит эта борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек. Время брани – вся наша жизнь. Какие же оружия дает христианину эта невидимая брань?

5. В предисловии старец кратко об этом пишет: «Шлемом для него (христианина) служит совершенное неверие себе и ненадеяние на себя. Щитом и кольчугой – дерзновенная вера в Бога и твердое на Него упование.  Броней и нагрудником – поучение в страданиях Господа. Поясом – отсечение плотских страстей. Обувью – смирение. Шпорами – терпение в искушениях и отгнание нерадения. Мечом, который непрестанно держит он в одной руке, – молитва, как словесная, так и мысленная, сердечная. Копьем в другой руке, – твердая решимость борьбы со страстями. Пища, которою подкрепляется воин Христов, есть частое причастие Богообщения, как таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного. Светлою и безоблачною атмосферой, дающей ему возможность издали видеть врагов, является постоянное упражнение ума и воли в богоугодных мыслях и делах, мир и спокойствие сердца». Таков арсенал духовного оружия для борьбы с врагом невидимым представлен в книге «Невидимая брань».

6. Вся книга насчитывает 80 глав, названия которых говорят сами за себя. Вот, например, «Как воину Христову следует утром  устроять себя на брань». «В каком порядке следует нам поборать свои страсти». «Общие уроки об употреблении чувств». «О том, как управлять языком». «Как исправлять воображение и память». «О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь». «Как враг отклоняет от добрых дел и портит их». «О порядке стяжания добродетелей». «О молитве». «О Пресвятом Таинстве Евхаристии». «О причащении духовном». «О благодарении Бога». «О преданности в волю Божию». «О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца». «О хранении и испытании совести». «О приготовлении к брани с врагами в час смертный». «О духовном мире сердца». «О благоразумии в делах любви к ближним  для мира душевного» и многое-многое другое.

7. По словам прп. Никодима, «с помощью этой книги воины Христовы будут учиться различать многообразные козни, лукавства и хитрости, какие употребляют против них мысленные супостаты. Враги действуют на нас посредством чувств, фантазии, лишения страха Божия. Особенно же посредством четырех прилогов - неверием, отчаянием, тщеславием и преображением их самих в Ангелов света». Но когда христианин научится распознавать все это, он уже сможет разрушить те или иные козни врагов, вступив в борьбу с ними. А знание тактики и закона брани поможет ему правильно вести бой и держаться с мужеством. «Этою книгою – говорит прп. Никодим Святогорец, - всякий человек, желающий спасения, научается побеждать невидимых врагов своих, чтобы стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей, и за то, получить нетленный венец и залог вечный, который и есть соединение с Богом и в нынешнем веке и в будущем».

***

Как отмечает святитель Феофан Затворник, в подлиннике этой книги, в ее заглавии значится, что она составлена другим лицом, неким мудрым мужем. Старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. Святитель Феофан при переводе книги внес в текст эти отеческие примечания и свидетельства, но для улучшения ее стиля некоторые слова ему приходилось изменять. Поэтому, как он сам пишет, предлагаемую книгу следует почитать не столько переводом, сколько свободным ее переложением. Из этого уточнения можно сделать вывод, как серьезна и важна тема, поднятая в этой книге, для духовного возрастания человека.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать