Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина с момента их появления пережили уже несколько переизданий. И читали их многочисленные поколения людей, решивших посвятить всю свою жизнь Богу. Автор предисловия Татьяна Копяткевич рассказывает немного о прп. Исааке, и о том, как наставления сирийского подвижника стали распространяться по всему миру. Однажды иноки палестинского монастыря святого Саввы Освященного, Патрикий и Авраамий, подвизавшиеся в конце VIII или начале IX века, прочли в сирийской рукописи следующие удивительные слова: «Как человек, который пьет вино в день плача и, упившись, забывает всякую печаль о своем трудном положении, так и упоенный любовью Божией во всем мире, который дом плача, забывает все свои труды и печали и по причине своего упоения делается нечувствительным ко всем греховным страстям. Сердце его подкрепляется надеждой на Бога; душа его легка, как пернатая птица; ум его ежечасно возносится от земли превыше всего человеческого, и наслаждается среди бессмертных у Всевышнего».
2. Это были Слова сирийского подвижника по имени Исаак, содержавшие поразительное знание человеческой природы, а также ведение духовных тайн. Кроме того, там были и практические советы всем, кто идет трудным путем богопознания и устроения собственной души. Несомненно, автор говорил не «в теории», но основываясь на собственном богатом духовном опыте. Вот как он сам свидетельствует об этом: «Что художник, который живописует на стенах воду и не может этой водой утолить своей жажды, то же и слово, не оправданное деятельностью. Кто говорит о добродетели то, что сам испытал на деле, тот так же передает это слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые своим трудом».
3. Иноки Патрикий и Авраамий понимали, что перед ними - величайшее сокровище сирийской духовной традиции, которое может принести пользу не только подвизающимся с ними братиям, но и всем православным христианам. Они перевели рукопись на греческий язык. Так православный греческий Восток обогатился удивительным творением святоотеческой мысли «Словами подвижническими», которые в дальнейшем стали любимым чтением в Византийской империи, а затем и на Руси. Их переписывали, их помещали в монастырские библиотеки, ими руководствовались иноки, да и благочестивые миряне, внимательные к своей духовной жизни, старались иметь «Слова» в своем домашнем книжном собрании.
4. Но надо сказать, что на протяжении многих столетий в Европе ничего не знали о том человеке, под чьим пером родились эти удивительные поучения. Знали только, что автора звали Исаак. Традиционно его стали именовать Исаак Сирин, то есть Сириец, — видимо, по аналогии с его святым соотечественником Ефремом Сириным. Шли века. Творения преподобного Исаака, имя которого имело безграничный богословский авторитет, и было овеяно ореолом суровой древней святости, были переведены на множество мировых языков. С греческого текста был сделан перевод на арабский, грузинский, славянский и латинский языки, а с латинского - на французский, итальянский, каталанский, испанский и португальский. Позже, вновь с греческого языка, текст «Слов подвижнических» был переведен на румынский, русский, новогреческий, французский и английский языки, а уже в свою очередь с русского — на японский. И это далеко не полный список переводов, которые делаются до сих пор.
5. В Византии греческий перевод «Слов подвижнических» был любимым иноческим чтением даже, несмотря на то, что об авторе «Слов» почти ничего не было известно. Их с удовольствием переписывали греческие книжники. И не только переписывали, но оставляли в рукописях восторженные отзывы о самих текстах и об их авторе: Например, такие: «Медоречивы и спасительны все его наставления, полны Божественной мудрости и благодати. Воистину великим в святости и уразумении Божественных предметов явился сей достойный удивления и богодухновенный муж, пусть даже достоверные сведения о сем достойном отце от нас, недостойных, полностью сокрыты».
6. Книга Исаака Сирина, сказано в предисловии к другой рукописи, «умеет безмолвным духом окрылить ум пламенным молитвам»; «всякий инок, если успел в ее изучении, не отпадет от прямой стези, возводя в свою очередь к высоте созерцания тех, кто со вниманием прилежит этой книге». Среди внимательных и благодарных читателей творений преподобного Исаака были такие святые, как Петр Дамаскин, Никифор Уединенник, Каллист и Григорий Палама. Когда подвижник и духовный писатель XIV века преподобный Григорий Синаит давал советы своим ученикам о том, что им полезнее всего читать он особо выделил Исаака Сирина: «Всегда читай о безмолвии и молитве — именно у святого Лествичника, у святого Исаака, у святого Максима». «Мой божественный философ» — так называл Исаака Сирина преподобный Никодим Святогорец.
7. У русского преподобного Нила Сорского том творений святого Исаака Сирина был настольным, судя по тому, как часто он цитирует его в своем «Уставе скитского жительства». Много раз обращаются к Исааку Сирину и преподобные Корнилий Комельский в своем Уставе и Иосиф Волоцкий в «Духовной грамоте». Преподобный Варсонофий Оптинский говорил о том, что авва Исаак Сирин над прочими святыми отцами — как орел, парящий над другими птицами. А преподобный Амвросий Оптинский дарил приходящим к нему книгу творений преподобного Исаака, изданных Оптиной пустынью в 1854 году. Все это свидетельствует о глубоком почитании и неослабевающем в течение веков интересе к творениям преподобного Исаака, как на Востоке, так и на Западе. И это несмотря на то, что о личности самого святого автора и у греков, и тем более у европейцев сведений было крайне мало на протяжении многих веков.
***
Известно, что преподобный Паисий Святогорец, очень почитавший преподобного Исаака, рекомендуя читать его мирянам, говорил, что «в книге аввы Исаака содержатся многие духовные "витамины", благодаря которым это чтение изменяет душу», и что «книга аввы Исаака имеет такую же ценность, как целая библиотека святых отцов». В той книге творений преподобного Исаака, которой он постоянно пользовался, старец написал: «Авва, дай мне твое перо, чтобы я подчеркнул все слова в твоей книге», то есть не только прочел, но усвоил и исполнил самым делом все написанные в ней наставления. Чего издатели искренне желают всем, взявшим в руки книгу творений этого величайшего подвижника, таинозрителя и богослова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!