У книжной полки. Преподобные отцы и старцы Оптинские

23 октября 2023 г.

В год празднования двухтысячелетия христианства состоялось причисление к лику святых Русской Церкви целого сонма преподобных отцов и старцев Оптинских. Они, следуя духовному наследию преподобного Паисия (Величковского), шли путем трезвения и делания умно-сердечной молитвы, совершаемой в чувствах смирения, сокрушения и покаяния. И, как усердные и смиренные труженики, сподоблялись великих духовных дарований, которые помогали им быть верными сынами православной Церкви и вести своих духовных детей тем же путем, ко спасению их душ. О святых преподобных старцах рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Оптина пустынь» и называется «Преподобные отцы и старцы Оптинские. Жития и наставления».

***

1. В этой книге собраны жития всех Оптинских преподобных: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Амвросия, Анатолия, Исаакия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия, Нектария, Никона исповедника и преподобномученика Исаакия. После каждого отдельно взятого жития даны соответствующие поучения и изречения. Завершают книгу молитвы Собору этих удивительных светильников веры. А предваряется книга вступительной статьей об истоках оптинского старчества, к которой мы сейчас и обратимся. По словам автора этой статьи, священника Николая Ненарокова, Cобор преподобных отцов и старцев Оптиной Пустыни - особенное явление милости и благодати Божией. Оно побуждает вникнуть в смысл того, что же собственно есть старчество. Вопрос этот по справедливости всегда считался и считается одним из наиболее важных в деле нашего спасения.

2. Прежде всего, - пишет отец Николай, - старчество, как всеобъемлющее делание, соединяет в себе все добродетели преподобных подвижников. „Плод же духовный, - учит Апостол,- есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердия, вера, кротость, воздержание." Эти плоды Духа Святаго в изобилии принес дивный вертоград Оптинского старчества. Наивеличайший дар - любовь, ибо Любовью именуется Сам Бог. Старцы Оптиной, «земли Российской утешители, любовь Христову стяжавшие и души своя за чада полагавшие», показали, что любовь Божия, которая излился в сердца их Духом Святым, - есть сама сущность старчества. Ее полноту явили нашему времени преподобные старцы Оптинские.

3. Чтобы в должной мере оценить спасительность опыта преподобных Оптинских старцев, необходимо, по словам отца Николая, хотя бы в общих чертах представить всю силу и значение благодатной традиции старчества. Об этом священник и пишет далее в своей статье. В частности, он отмечает, что старчество как Божие установление едино, но понятие о высшем его проявлении подразумевает под словом «старчество» особое благодатное дарование, харизму, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости. Старец, призванный на это служение Самим Богом и получивший от Него дары Духа Святаго, проходя путь трезвения и умно-сердечной молитвы, очищался от страстей и, пребывая в покаянно-молитвенном состоянии, видел свои грехи даже в тончайших помыслах и движениях сердца.

4. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения и пророчества, при этом все свои благодатные дары прикрывал глубоким смирением. Старец мог видеть в самой глубине души человеческой зарождение зла и причины этого зарождения и, зная душу человека, указывал верный путь ко спасению, открывая людям волю Божию. Старчество, как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе. Старчество существовало и до пришествия Христова, но оно являлось в несовершенном и прикровенном виде.

5. Всю же силу и весь свой смысл старчество получило в благодати и истине Нового Завета. Господь, избрав сначала двенадцать, а затем семьдесят два ученика, заключил Свое наставление им следующими словами: Слушаяй вас Мене слушает; и отметаяйся вас Мене отметается. Апостолы и ученики Христовы впоследствии нередко сами себя называли старцами, являя истинный образ отеческого и старческого душепопечения о своих чадах. Промыслом Божиим старчество получило свое наиболее яркое выражение в среде древнего иночества; монашество же, в свою очередь, нашло в старчестве свой идеал, свой духовный центр. Из истории Церкви видно, что скиты, лавры и общежительные киновии образовывались вокруг духоносных старцев и состояли первоначально из их учеников.

6. Старчество сохранило свою сущность и свое великое значение на протяжении всей новозаветной эпохи. И до появления Оптиной пустыни старчество существовало в России, но как отмечает отец Николай, ни в одном из русских монастырей оно не было поставлено так твердо, так прочно, нигде оно не пустило так глубоко корней, как в Оптине. Святой вертоград Оптинского старчества принес дивные духовные плоды. Союз любви Евангельской, который лежит в основе старчества, возникал в общежительных монастырях далеко не так часто, особенно в такое позднее время, как 19 век и начало 20 столетия. Но именно он и существовал в Оптиной Пустыни. Старцы, несмотря на свою разнохарактерность, жили в таком союзе мира и искренней любви христианской, что каждый из них готов был за другого душу положить.

7. Плодом такого единодушия было то, что «все скитяне составляли тогда одну духовную семью. Мир и любовь царствовали в ней. Все отлича­лись глубоким смирением. Даже взглядом боялись друг друга оскорбить, испрашивая прощение при малейшем оскорблении брата». Дух мира Христова, обретенный оптинцами через святое старчество, ощущался всеми благочестивыми посетителями обители... «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны - ниже и участие к человеку – больше», - писал Н. В. Гоголь. Таким образом, святая любовь, наполнив «златую чашу» самой Оптиной, излилась в изобилии на окружающий мир.

8. Великие оптинцы самим делом помогали страждущему народу. Именно Оптинские старцы доказали своим примером, что «доля старца - быть на служении всему человечеству». На святое служение своим ближним Оптинским старцам давалась особая благодать, являющая себя в многоразличных духовных дарованиях. О том, какие это были дарования, читатель узнает, прочитав жития преподобных отцов на страницах этой книги.

***

Без преувеличения можно сказать, что Оптинское старчество стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души. Для России Оптина Пустынь была и остается настоящей сокровищницей духовного знания, которое передано в житиях Оптинских старцев и их наставлениях. Святые отцы помогают людям найти путь к Богу на земле. Все их назидания просты и понятны как простому обывателю, так и ученому человеку. Они помогут найти ответы на разные насущные вопросы духовной жизни. Познакомиться с мудростью преподобных старцев поможет эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать