У книжной полки. Преображение Господне

19 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Преображение Господне - один из великих праздников Православной Церкви. Когда-то на горе Фавор Иисус Христос предстал перед избранными учениками в одеянии, сотканном из Божественного, неземного света. На несколько мгновений бедный сын плотника показал Свой истинный Лик — Мессии, Царя Неба и Земли, грозного и милостивого Судьи народов. Ученики узрели Его Божество и Его человечество в нетленном, преображенном виде. Свет Преображения пронизывает всю христианскую культуру. Богословы, гимнографы, архитекторы — все они по-своему вдохновлялись образом Фаворского света. Иконографии Преображения, ее истории и богословскому смыслу посвящен и очередной том из серии «Русская икона: образы и символы».

***

1. «В Преображении Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем всё свет, все наполняется им и все в нем таинственное видоизменяется. Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе – облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, - вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнено облако - слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого наполнена тонкой сетью золотых лучей, также заменяющих излучение Божественных сил»

2. Так писал об иконах Преображения Господня знаменитый иконописец XX века, инок Григорий (Круг). Икона, которой авторы - Ирина Языкова и Наталья Созыкина - открывают эту книгу, - один из самых известных и ярких образов Преображения. Это икона из Переяславль-Залесского, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Она выделяется своей необыкновенной живописной динамикой, художественной свободой, за которой чувствуется глубокий одухотворенный ум незаурядной личности создавшего ее иконописца. Понять сложный символический смысл этой иконы непросто, поэтому слово об этом шедевре авторы, как обычно, поместили в конце книги, после рассказов об истории и сюжете праздника Преображения и его иконографии.

3. Эта и другие представленные в книге статьи известных специалистов по древнерусскому искусству Ирины Языковой и Натальи Созыкиной опираются на самые последние научные данные и при этом написаны живым, увлекательным языком. Caмо название этого удивительного и любимого на Руси двунадесятого праздника - Преображение Господне, - по словам авторов, наполняет душу светом, пробуждает ее и возвышает над обыденностью и суетой. Событие и его празднование проникнуты ожиданием чуда, радостью перемены, светом августовского дня. В христианском богословии Преображение называют праздником Царствия Божия, в котором явлено торжество Божественного света.

4. Господь Иисус Христос показал избранным ученикам свет нетварный, несозданный, Божественный, фаворский. Он явил перед ними тот Свет, который наполняет Царстве Небесное, Горний Иерусалим. В иконописных подлинниках Преображение названо «благолепным», что говорит о причастности этого праздника к Божественной красоте, которая преображает мир и человека как высшее и прекраснейшее творение. По свидетельству евангелистов, Господь взял с Собою на Фавор только троих из двенадцати апостолов: Петра, Иакова и его младшего брата Иоанна. По иудейским законам именно троих человек было достаточно для того, чтобы свидетельствовать об истине или о реальности какого-либо события. К тому же, по выражению святителя Прокла Константинопольского, три эти ученика «по духу представляли в лице своем и всех прочих».

5. По толкованию некоторых экзегетов, апостол Петр олицетворяет собой крепчайшую веру, апостол Иаков - непоколебимую надежду, а апостол Иоанн пламенную любовь. Именно этими тремя добродетелями и влекутся на Фавор избранные Богом души. Петр, Иаков и Иоанн были также свидетелями воскрешения Спасителем дочери начальника синагоги Иаира. Они присутствовали в Гефсиманском саду перед Крестными страданиями, когда Господь смертельно скорбел душой. Явившись на Фаворе пред лицом преобразившегося Господа, ветхозаветные пророки Моисей и Илия свидетельствуют, что Христос пришел на землю как Творец и Исполнитель Закона и пророков».

6. Великий гимнограф древности преподобный Ефрем Сирин так воспевает это событие: «Радовались пророки, ибо они узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне...». По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, Иисус Христос явил себя во славе именно как Господь живых и умерших, знаменуя Свое Второе пришествие. По словам преподобного Феодора Студита, праздник славного Преображения открывает и прообразует состояние будущего века, ибо как лицо Его просияло, подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дни, так Он опять сойдет с небес, как молния, с силою многою и страшною славою судить весь мир».

7. Преподобный Феодор считал, что «гора представляет собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть подать обоих. А современный богослов архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что каждый христианский храм - Фавор, где в церковных Таинствах и молитве душа приближается к своему преображению. Столь значимые духовные смыслы требовали адекватного визуального образа, и этот образ был найден уже в VI в. и мало менялся с течением времени. Наверное, из всех двунадесятых праздников иконография Преображения Господня наиболее устойчива и имеет не так много вариаций.

8. Она очень ясная и узнаваемая - на иконах и фресках, мозаиках и книжных миниатюрах, на пластинках из слоновой кости и бронзовых образках, в шитых пеленах и каменных рельефах мы можем видеть, как на высокой горе стоит Иисус Христос в блистающих одеждах, окруженный сиянием славы. А рядом с ним пророки Илия и Моисей, а под горой апостолы Петр, Иаков и Иоанн, павшие на лица свои. Особое значение праздника заставляло иконописцев строго придерживаться текста Евангелия, в котором чудо Преображения описано довольно подробно, и потому в большинстве икон мы видим полное соответствие евангельскому повествованию.

***

Как отмечают издатели, книги из серии «Русская икона: образы и символы» - это настоящие замечательные энциклопедии православной культуры! Ученые, художники и священники раскрывают секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи. Также здесь вы также найдете полезную информацию о церковных праздниках, жизни святых и многих других вопросах православия. Книга будет полезна всем, кто интересуется русской иконописью: и профессионалам, и любителям. Преподаватели и учащиеся смогут использовать эту книгу на уроках живописи, истории религии и основ православной культуры.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать