У книжной полки. Православные подвижницы XX столетия

11 января 2024 г.

«...Старец, по учению греческих отцов, играет роль посредника между послушником и Богом ... Для этого он непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей, даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер». Даром духовного рассуждения, способностью распознавать в молитве волю Божию обладали и старицы последних времён. По Промыслу Божиему им суждено было играть роль посредника: одним между Богом и сестрами в монастырях, другим – между Богом и страждущими в миру. О «Православных подвижницах 20 столетия» рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве «Ника». Она заняла свое место на нашей книжной полке.

***

1. Как отмечает составитель Светлана Девятова, эта книга о 70-ти подвижницах 20-го века, подобно первому сборнику о «старцах двадцатого столетия», появилась благодаря стараниям сотен людей: тех, кто оставил свидетельства о своих духовных матерях, кто собирал свидетельства духовных чад и современников подвижниц, составителей книг и статей о старицах, православных прозаиков и журналистов. В этой книге читатель найдёт очерки о блаженных старицах, добровольно взявших тяжкий крест юродства во Христе, о немощных и убогих подвижницах, которые за своё великое смирение, строгое воздержание и неусыпное бдение удостоились великих даров Святого Духа.

2. Прозорливых стариц называли матушками, к ним обращались люди со своими духовными нуждами, у них искали утешение в горе, получали благословения на предстоящие важные перемены в жизни, к ним спешили со своими телесными недугами. По молитвам подвижниц страждущие обретали душевный покой, получали исцеление. Читая житие блаженных, - пишет Светлана Девятова, - мы не раз встречаем в воспоминаниях духовных чад подвижниц, указание на то, что блаженные старицы, чтобы узнать волю Божию, прежде чем ответить на вопрос страждущих молились: одни мысленно обращались с вопросом к святым, другие вопрошали, глядя на икону Богородицы или святого. Современники удивлялись их детской вере, умению блаженных стариц не только задавать вопросы, глядя на иконы, но и понимать ответы.

3. Приведём лишь несколько примеров. Дивеевская блаженная Анна, в келье которой была икона преп. Серафима, по рассказам очевидцев: «...Часто подходила к этой иконе и спрашивала: «Куда? - Затем, кивая головой, говорила: «А, поняла...» - И шла по послушанию туда, где нужна помощь людям». По свидетельству духовных чад блаженная Пелагея, прежде чем благословить духовных чад на то или иное дело, молитвенно обращалась к преподобному Серафиму Саровскому. В житиях других матушек встречаются свидетельства современников о том, что слепым блаженным старицам Сама Царица Небесная открывала то, что они не могли видеть. И от Нее старицы получали благословение помогать страждущим.

4. Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Она брала принесенный богомольцами хлеб, откусывала от него кусочек и по-детски простыми словами поминала приносящих. Люди, видя это, начинали плакать слезами любви и покаяния. Как короста спадала с их душ, оставался единственный вопль: «Господи, помилуй мя, грешного!» Потом Любушка брала с собой остатки этого хлеба и кормила им птиц в церковной ограде. Блаженная Матрона Анемнясевская говорила о том, что «молиться нужно беспрестанно», что «беспрестанная молитва все сделать может». Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни.

5. Как отмечает автор-составитель, по молитвам блаженных стариц Господь творил чудеса. Вспоминая блаженную Евдокию Токаревскую, игумен Роман (Загребнев) пишет: «Какие есть у Господа на земле люди! Они, поистине, дерзновенны в своих молитвах! Действенность молитв обнаруживает внутреннюю красоту сих богомольцев. Вот что рассказал мне брат Николай, впоследствии бывший иеродиаконом Псково-Печерской обители...: «Как-то прибежал я к матушке, рано утром, и чтобы не нарушить ее покоя, осторожно открыл дверь. Она сидела на стуле посреди своей комнатки перед образами, плача и приговаривая: «Господи, вот какая я калека, не могу Тебе затеплить лампаду, а ведь так охота, чтобы она горела пред образом Твоим!» Я же, застыв, как мертвый, продолжал стоять на пороге. И что же вы думаете? Лампада сама по себе зажглась. Я от радости заплакал и ушел назад домой, чтобы не смущать молитвенницу. Сам же с изумлением думал о том, какое же дерзновение имеют люди пред Богом? Какая сила молитвы этой матушки? Господи, слава Тебе, что есть у Тебя на земле такие сокровенные люди, ради которых мы грешные живем, часто без страха и рассуждения!»

6. Подобно древним аскетам блаженные старицы последних времён, «безумием мнимым безумие мира обличившие», имеющие убогий вид и разодранные одежды, «жили мыслию о горнем». Читая житие той или иной подвижницы, как отмечает Светлана Девятова, каждый раз удивляешься необыкновенной высоте их подвига: хождение босиком в любую погоду, легкая одежда даже зимой... Так, блаженная Паша Саровская во время странствий по саровским лесам до прихода в монастырь «имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная, страшная, носила в то время короткие волосы, босая, в мужской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее». 

7. Блаженная Матронушка-Босоножка, наложив на себя обет юродства Христа ради, в течение 33 лет ходила только босиком. Блаженная Варвара (Скворчихинская), по свидетельству её современников: «терпела такой мороз, какой своими силами не может человек ни выдержать, ни пережить».  Как же это возможно, что согревало блаженных в лютые морозы?! Ответ, на этот вопрос находим у прп. Серафима Саровского - «благодать Духа Святаго согревала» их: «Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет вопиять к Господу: «Теплотою Духа Святаго согрей мя!» Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святаго Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас есть». Под Царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святаго». О старицах, стяжавших благодать Духа Святаго и рассказывает книга «Православные подвижницы 20 столетия».

***

Как отмечает автор, в 20 веке «Господь даровал многострадальной России не десятки, а сотни духовных светильников, чтобы укрепить верующих людей и вывести заблудших из тьмы в годы безверия. Повсеместно закрывались храмы и монастыри. Многих священнослужителей и монашествующих расстреливали или обрекали на мучительные страдания и голодную смерть в лагерях, ссылке. Оставшиеся же в миру носительницы истинной веры со смирением несли тяжелый крест старчества, ежеминутно рискуя жизнью, духовно поддерживали людей. Свидетельства о жизни подвижниц 20 века, поучения, подвиги и чудеса, собранные в этой книге,  будут полезны всем, кто интересуется тем, как сохранялась и выживала православная вера в душах людей в годы атеистических гонений.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать