Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга «Поучения, слова, устав и житие старца Паисия Величковского» вышла в свет в издательстве «Синопсис». Она включает в себя наиболее полное святоотеческое наследие молдавского старца, преподобного Паисия Величковского, которого называли «отцом русского старчества». Именно преподобный Паисий Величковский возродил умное монашеское делание — молитву Иисусову. «Влияние старца Паисия сказалось в жизни множества монастырей, скитов и монашеских общин России, Румынии и Афона, ибо многие из учеников его, подготовленные им к духовному руководству и снабженные рукописями его переводов, разойдясь по русским и румынским монастырям, вдохнули в них жизнь и во многом способствовали их возрождению»*.
2. С духовным наследием прп. Паисия связана история старчества в Оптиной, Глинской пустынях и других монастырях русской Церкви. Первые оптинские старцы — преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником явился святой Амвросий Оптинский. Они «стали последователями того дела, которому так усердно послужил прп. Паисий, канонизированный за святую, подвижническую жизнь, как молитвенник, совершатель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества и как чуткий духовный писатель»**. Обратимся к изданию и посмотрим, какие сочинения старца составили эту книгу.
3. Открывает издание «Поучение об умной или внутренней молитве», написанные прп. Паисием в монастыре Драгомирна приблизительно в 1770 году. Поводом для написания этого апологетического послания-трактата стала хула некоего неизвестного монаха, которого сам старец называет «суетным умом философом». Это самое важное и объёмное произведение Старца, посвященное умной молитве. Оно изобилует святоотеческими цитатами, но ценно и рассуждениями самого преподобного отца. Трактат разделен на шесть глав и представляет собой подлинную апологию молитвы Иисусовой, совершаемой умом и сердце. По словам Игнатия Брянчанинова, «учение, так необходимое в наше время, о молитве Иисусовой, о коей ныне составляются представления весьма смутные и искажённые», изложено здесь прп. Паисием «с образцовой ясностью».
4. За поучением о молитве Иисусовой следует небольшое сочинение старца под названием «Как мирянину можно спастись?» Как известно, нередко, люди, далекие от церковной жизни, говорят, что спастись в миру невозможно. Мол, повседневные дела отвлекают нас от дел спасительных, что спастись можно только уйдя в монастырь. Чего опять же не каждому мирскому человеку хочется. Но вот мы видим, что преподобный старец обращает свое слово именно к нам, людям живущим в миру, и говорит о том, как можно, не уходя в монастырь, спастись. В частности, святой отец напоминает нам те вещи, о которых знает каждый христианин: что нужно прилежно «читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов», блюсти веру православную, без которой, по слову старца, «никак нельзя никому спастись».
5. Советует старец совершать добрые дела, а «это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись». И отмечает, что «святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго бо» святых заповедей Божиих «благо и бремя» делания их «легко есть». Святые заповеди Христовы, - говорит прп. Паисий, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души». Говорит старец и о Таинствах, и советует, что можно еще можно почитать об обязанностях каждого христианина.
6. Следующее сочинение, вошедшее в это изданием, имеет очень красивое и поэтичное название - «Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания». Это сочинение, записанное учеником подвижника иноком Платоном, состоит из 45-ти аскетических слов в святоотеческом подвижническом духе, составленных старцем Паисием. Рукопись хранилась в библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне, где и была переведена на русский язык, а затем издана «для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц».
7. Как отмечают издатели, «по содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия». Но достоверно неизвестно, «принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний». Так или иначе, это сочинение принесет немалую духовную пользу всякому, кто будет читать его.
8. Продолжают книгу «Послания» святого старца к разным лицам. Два послания адресованы игумену скита Цыбукан Феодосию. Первое их них носит поучительный характер: старец разъясняет игумену особенность тяжелого подвига настоятельства. Поводом для написания второго послания стала неотступная просьба самого отца Феодосия прислать ему переведённые прп. Паисием святоотеческие творения. Одно «Послание» адресовано Агафону, оно было написано во время пребывания старца в Нямце. Другие адресаты прп. Паисия - Мария Петровна Протасьева, в схиме — Марфа, настоятельница Арзамасского Алексеевского женского монастыря, архиепископ Никифор Феотоки, бывший с 1767 г. ректором гимназии в г. Яссах, и пустынные отцы Онуфрий и Николай.
***
Кроме всего вышеперечисленного в эту книгу вошел «Устав старца Паисия» и «Слово на пострижение», где автор как опытный аскет, предупреждает вступающего в монастырь о предстоящей постоянной невидимой брани и последовательно раскрывает перед новоначальным весь ход духовной борьбы. Завершает издание «Житие молдавского старца Паисия Величковского», которое было составлено для того, чтобы читающие его, могли «подражать ревности и Богоугодным подвигам, в особенности же глубокому смиренномудрию» преподобного старца. Все эти произведения, вошедшие в книгу, не потеряют своей актуальности, сколько бы лет не прошло, и послужат «на общую пользу и всем ревнителям благочестия христианам».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!