У книжной полки. Помоги, Господи, изжить гордыню

3 сентября 2020 г.

«Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, и не терпят обличения и позора». Эти слова святителя Игнатия (Брянчанинова) послужили эпиграфом к книге, которая находится сегодня на нашей книжной полке. И речь в ней пойдет о гордыне. Что же такое гордыня, гордость? Если открыть словарь Ожегова и найти в нем слово «гордость», можно прочитать такие формулировки: что это - «чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от чего-либо».  Последнее же словарное толкование гордости гласит, что это «высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе». О том, какую опасность таит в себе это чувство, так восхваляемое и почитаемое в наше время, и как с ним бороться, рассказывает книга - «Помоги, Господи, изжить гордыню».

***

1. Эта книга, выпущенная в свет издательством Сибирская Благозвонница, рассказывая о страсти гордости и борьбе с ней, разделяется на две части. В первой, которая называется «Гордость - тысячеглавый змий», собраны поучения святителя Тихона Задонского, преподобного Аввы Дорофея, схиигумена Саввы, иеромонаха Серафима Роуза, протоиерея Иоанна Вострогова, священника Александра Ельчанинова и др. Святые отцы и современные проповедники раскрывают сущность гордости, рассматривают  симптомы и развитие этой душевной болезни,  а также производные от нее грехи. Во второй части сделана подборка поучений святителей Игнатия Брянчанинова и Луки (Войно-Ясенецкого), прп. Паисия Святогорца, архиепископа Иоанна Сан-Францисского на тему «Уроки врачевания гордыни». т.е. говорится о тех добродетелях, которые противостоят гордыне.

2. Предваряет чтение данной книги обращение к читателям клирика храма в честь Державной иконы Божией Матери в Чертаново отца Виктора Гусева. Батюшка пишет, что «по церковным праздникам и воскресным дням в их храме собирается большое количество прихожан помолиться, исповедаться и причаститься Святых Таин Христовых. В такие дни перед священником, стоящим у исповедального аналоя, проходят сотни душ, открытых Богу в таинстве покаяния. И проплывают перед его мысленным взглядом удивительные и страшные картины жизни человеческой души: взыграния всё сметающей мощи страстей, напряженнейшей борьбы с ними, падений и подъемов, отчаяния и надежды, и - всепобеждающей помощи Божией.

3. А во главе всех страстей,  - замечает  отец Виктор,  - стоит их прародительница - гордость. Каждый, кто пытался хоть сколько-нибудь серьезно бороться со страстями, знает насколько трудно победить главную из них - свою гордость. Ведь мало человеку осознать грех и понять, какая страсть действует в нем, мало понять путь, ведущий к победе над страстью, - нужно ещё и пройти этим путем. А это очень трудно сделать. Потому что борьба со страстью требует постоянных усилий, постоянного труда. Потому что на пути духовного нашего возрастания возникает множество вопросов, которые необходимо суметь правильно разрешить. Для этого нужна опытность, нужен совет, который мы ищем у духовника.

4. Но что же делать, когда духовного наставника нет рядом? Или когда у него нет возможности беседовать с нами так подробно и обстоятельно, как нам хотелось бы? Что делать тогда человеку, который серьезно хочет бороться со своими страстями и достигнуть в этой борьбе успеха? По мнению отца Виктора, нужно с одной стороны, всё же искать возможность общения с духовником, а, с другой стороны, - обращаться к опыту святых отцов. Ведь святые отцы передают нам практический опыт жизни по заповедям. Они деятельно - своей жизнью - изучили многообразные проявления страстей, и нашли пути борьбы с ними. И мы имеем неоценимое сокровище в виде их трудов, которое как путеводитель, ведет нас в Царство Божие. Оно научает нас борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, борьбе, которая способна привести к очищению наших сердец».

5. И вот, открывая этот сборник, читатель находит поучения, которые заставляют задуматься, вглядеться в себя. Чаще всего мы даже не замечаем тех грехов, которые рождает в нас чувство гордости, а некоторые даже и не заносим в разряд грехов. По словам митрополита Трифона Туркестанова, «мы поражены грехами гордыни, но, к сожалению и стыду нашему, сами не ощущаем тяжести этих грехов». «В самом деле, - пишет Владыка, - положа руку на сердце, мы не придаем никакого значения им, страшно сказать, сколько раз мы клеветали, осуждали, подвергали насмешкам ближних. Множество грехов обременяют нашу душу, и как пыль садится на тело и делает его больным, точно так же и грех, садясь на душу, делает ее грязной. Но, повторяю, в обыкновенное время мы этого не чувствуем».

6. Так и святитель Тихон Задонский говорит, что от гордости поселяются в сердце человека «высокоумие, презрение ближнего, осуждение, оклеветание, злословие, ругание, делом и словом отмщение, желание и искание собственной чести, славы и похвалы. Отсюда лесть, лукавство, хитрость, ложь и лицемерие. Отсюда студное дело, срамословие. Отсюда излишнее о пище и питии и о трапезах попечение. Все сие и прочее подобное сему» происходит от гордости, которую  святитель Тихон сравнивает со смертоносным ядом, отравляющим всего человека. И как яд незаметно распространяется по телу и приводит к смерти, так и яд гордости, по учению святителя Иоанна Златоуста, «более всех страстей препятствует спасению человека.

7. Как говорит святитель, все самые большие бедствия в истории сотворенного Богом мира всегда имели своим началом гордость. Из-за нее светлый ангел стал дьяволом. Адам, обольщенный ложной надеждой быть равным Богу, был изгнан из Рая и сделался смертным. Дальнейшая история человечества показывает, что всякий раз, когда человек горделиво мечтал о равенстве с Богом, он впадал в нечестие. Святой отец не знает ничего более несвойственного христианской душе, чем гордость, и никого, более несчастного, чем человека, зараженного этой болезнью. Кроме того он замечает,  что лучше быть глупым, чем гордым. Глупость является злом для самого глупого, а гордость - язвой для других людей».

8. Но что же все-таки делать человеку, когда он видит, что гордость отдаляет его от Бога, а он не может избавиться от подобной страсти.  Как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по пути ко спасению? На эту животрепещущую тему дают свои советы святые отцы и проповедники 20 века. Они говорят о смирении и послушании, о благоразумном молчании и терпении,  о неосуждении ближних. В дни Великого поста о стяжании этих добродетелей напоминает нам молитва прп. Ефрема Сирина «Господи Владыко живота моего». Толкование на эту молитву читатель найдет в заключительной части данного издания.

***

Эта книга содержит в себе поучения святых отцов и современных проповедников, посвященные борьбе со страстями и, прежде всего, - гордостью. Поскольку гордость, как уже было сказано, изначально лежит в основе греховной пораженной человеческой природы, поскольку издревле ею поражен окружающий нас мир и поскольку мы действительно жаждем победить этот грех - святые отцы укажут нам неложный, истинный и реальный для каждого из нас путь. Издатели этого сборника выражают надежду, что он поможет всем, действительно ищущим своего спасения, с помощью Божией изжить в себе страсть гордыни и обрести спасительную добродетель смирения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать