У книжной полки. Полин де ля Виллежегю. Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева

22 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Выдающийся русский мыслитель Иван Васильевич Киреевский говорил: «Существеннее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который мог бы быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою… Такие старцы, благодаря Богу, есть еще в России». Таким духовным руководителем для многих христиан прошлого века был и протоиерей Алексий Мечёв, «старец в миру», как его называли современники. Подобно святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, отец Алексей жизнью и служением, которое проходило в Москве, воплотил идеал молитвенника и доброго пастыря. Его жизнь, труды и подвиги описывает французский филолог-русист Полин де ля Виллежегю, книгу которой мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется «Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексия Мечёва».

***

1. О московском старце св. Алексие Мечёве за последние десятилетия написано немало книг, многое стало известно благодаря свидетельствам современников и исследованиям агиографов, его образ вполне сложился и хорошо знаком русским православным людям. Тем не менее, как утверждает переводчик Марина Михайлова, эта книга представляет большой интерес. Ценность этого рассказа определяется не только тем, что сказано, не только умным, внимательным, богословским подходом к жизнеописанию отца Алексия Мечева в широком контексте русской церковной истории и в соотнесенности с сегодняшним днем, но и тем, кто говорит, из какой жизненной точки рассказ ведется. Это слово движимо любовью - любовью к Богу, любовью к России.

2. Автор приоткрывает современникам совершенно особый и неповторимый мир церковной жизни в советской России начала двадцатых годов прошлого века. Русская Церковь, теснимая карательными органами победившей революции, претерпевала и внутренние нестроения. Раскольники, заручившись поддержкой властей, хотели свергнуть законную иерархию во главе с патриархом Тихоном, дабы самим захватить первенство в Церкви. В этих условиях верные патриарху священники и миряне стали искать такие формы самоорганизации, которые позволили бы им выстоять и сохранить живой церковную жизнь, средоточием которой им виделись не новые «демократические» формы церковной организации, порожденные революционными веяниями, а Божественная литургия.

3. Одной из таких общин и стал московский приход храма Святителя Николая на Маросейке, во главе которого, вплоть до своей праведной кончины, стоял протоиерей Алексий Мечёв. Из книги видно, как милость и прощение, открытость и доверчивость отца Алексея стали надежным основанием общины. Пример его жизни показывает, что красота и убедительность христианства – в бесстрашии и кротости, побеждающей зло мира. Ценность книги Полин де ля Виллежегю для русского читателя определяется еще и тем, что это взгляд со стороны. Глубоко укорененная в западной христианской традиции, она с большим уважением и искренним интересом обращается к изучению русского Православия.

4. Эта книга состоит из четырех частей. Первая посвящена описанию исторического контекста, в котором проходило служение отца Алексия Мечева. Автор кратко рассказывает о духовном движении старчества от его возникновения до кануна русской революции 1917 года. "Нам хотелось, - пишет Полин, - показать, что призвание отца Алексия не является абсолютно новым явлением. Напротив, оно укоренено в долгой традиции старчества, которую оно завершает и актуализирует". Автор рассматривает также вопросы, обычно не привлекающие большого внимания исследователей русской религиозной истории, но важные для понимания темы, а именно религиозный поиск мирян и полемику вокруг монашеской миссии.

5. Вторая часть рассказывает об отце Алексии Мечеве. Она строится на свидетельствах его духовных детей, поэтому в тексте много цитат, отобранных в результате долгой и тщательной работы. Автор напоминает факты и истории, позволяющие яснее увидеть типичные черты как духовных наставников отца Алексея, так и его собственного старческого призвания. В третьей и четвертой частях речь идет об общине, основанной отцом Алексием, и о правиле жизни, которое он предлагал ее членам. В беседах со священником Георгием Чистяковым, который в своем служении во многом вдохновляется примером отца Алексея, Полин выяснила одно важное обстоятельство. Как зарубежных, так и русских церковных историков ждут большие трудности при изучении маросейской общины, поскольку ее призвание состояло в том, чтобы вести жизнь скрытую, а вскоре и вовсе обреченную на уход в подполье.

6. По мнению отца Георгия, научное описание этой общины, ее практики и правил жизни невозможно. Чтобы вполне понять Маросейку, нужно принадлежать к ней. Пусть читатель простит нас, - говорит автор, - глубокое восхищение отцом Алексием и его трудами пересилило исследовательскую робость и толкнуло нас на осуществление дерзкого замысла написать о его общине. Документы, использованные автором в этой работе, представляют собой в основном жизненные свидетельства, переписку отца Алексия Мечева с духовными детьми и проповеди, написанные им самим. По большей части это машинописные или рукописные материалы, часто – личные дневники. Многие из этих свидетельств анонимны, лишь некоторые подписаны, и краткие сведения об авторах представлены в приложении.

7. Как пишет автор, ей стало известно, что некоторые из этих материалов в советский период распространялись в самиздате. Поначалу автор собирала эти свидетельства с одной целью: понять, каким был отец Алексий. Затем по мере освоения материала она обратила внимание на некоторые общие черты духовного облика самих рассказчиков. Во-первых, отмечает Полин, можно было констатировать их включенность в интенсивную приходскую жизнь, причем в текстах регулярно возникал термин «община»; во-вторых, все более определенно стали вырисовываться правила жизни, которые должны были способствовать духовному обновлению этих верных прихожан.

8. После нескольких месяцев работы обнаружилась внутренняя логика собранных свидетельств, что и сделало возможным построить рассказ о маросейской общине. В заключении автор говорит о значении духовного наследия отца Алексия и маросейской общины для жизни Церкви в наши дни. В книгу вошло правило жизни, данное духовным детям, около тридцати проповедей отца Алексия и значительные фрагменты воспоминаний о нем.

***

Эта книга посвящена служителю Христову, продолжившему русскую духовную традицию в трудные времена революций. Ее цель – прояснить свойства того особого типа духовности, который был явлен отцом Алексием Мечевым, старцем, жившим в сердце Москвы, приблизиться к пониманию того, как этот человек способствовал духовному преображению множества людей, устремлявшихся в его приход, как он помогал им открыть для себя личность вочеловечившегося Господа, какое правило жизни предлагал самым ревностным из своих прихожан, в чем заключался феномен маросейской общины.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​