У книжной полки. «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче». Архиепископ Аверкий (Таушев)

2 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наступлению Великого поста предшествуют несколько подготовительных недель. И в первую из них, которая носит название — «Неделя о мытаре и фарисее», на утрене начинают петь проникновенное песнопение, которое начинается со слов «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Затем это песнопение звучит в православных храмах в течение всего Великого поста — каждую субботу на вечернем богослужении. «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» - так называется и сборник, который мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Он составлен по трудам архиепископа Аверкия (Таушева), известного богослова и проповедника, и посвящен Великому посту.

***

1. В книгу архиепископа Аверкия включены избранные поучения на Великий пост и о покаянии, вошедшие в собрание его слов и речей, изданное к 25-летию служения владыки в Америке в Свято-Троицком монастыре. Это издание представляет собой некий путеводитель по Великому посту и вводит читателя в полноту его покаянного строя, начиная с подготовительных недель. В своих поучениях, составленных для наставления паствы, Владыка показывает, как заботится о нас Господь. «Вот и вновь, - пишет владыка Аверкий, - безмерная милость Господа Бога, всем хотящего спастися и в разум истины приити, привела нас к порогу Великого поста и поставила нас пред дверьми покаяния».

2. Но разве, - спросите вы, - «двери покаяния не отверсты? Ведь Господь Сам всех нас призывает к покаянию – зачем же нужно еще просить, молить Его, чтобы Он «отверз» нам двери покаяния? Да и кто мог посметь закрыть их для нас? Как это ни странно звучит, - отмечает архипастырь, - но ответ на этот вопрос может быть только один: мы сами закрываем их для себя. Своим закоснением во грехах, своим упорным противлением Богу, своей самопревозносящейся гордыней, своим окамененным нечувствием, маловерием, неверием и безбожием мы закрываем для себя эти спасительные двери покаяния, и покаяние становится недоступным для нас. Вот потому-то, желая расположить нас к покаянным чувствам, сокрушить в нас это окаменение сердечное, Святая Церковь и внушает нам слезно взывать к Богу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!

3. Сколько заботы и попечения о спасении душ, по словам автора, имеет Мать наша Церковь. Она стремится всеми мерами подготовить нас к проведению Великого поста так, чтобы мы могли принести добрый плод покаяния: «Еще задолго, − пишет владыка Аверкий, − исподволь и заблаговременно начинает Святая Церковь подготовлять нас к подвигу Великого Поста, дабы мы вступили в него с полным сознанием того, что от нас требуется, и тем благотворнее проводили его». Преддверием Великого поста являются четыре предшествующие ему воскресные дни, каждый со своим глубоко назидательным содержанием.

4. «Вот первая из них – Неделя мытаря и фарисея... В своем богослужении в эту Неделю − пишет Владыка, − Церковь убеждает нас «отринуть высокохвальную гордыню и надмение фарисея» и «поревновать мытареву смирению», «смирить себя воздыханиями», «дух сокрушенный Богу приносяще» и, вопия в сердечном сокрушении о своих грехах, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне грешному!» Далее идет Неделя о блудном сыне, показывающая нам великое милосердие и всепрощение Божие к кающемуся грешнику. «Как утешительна для нас притча о блудном сыне, − пишет владыка Аверкий, − выражающая собою назидание второй «приготовительной недели» к Великому посту! Бог – наш любящий Отец, и сколь бы ни были велики наши грехи, мы никогда не должны отчаиваться в своем спасении: лишь бы не утратили мы способности к покаянию».

5. Так же в Неделю о блудном сыне (а затем еще на двух воскресных службах) на всенощном бдении поется псалом 136: "На реках Вавилонских" — скорбный гимн иудеев, попавших в Вавилонский плен. Скорбное томление избранного народа Божия в плену Вавилонском было прообразом пленения грешников диаволом и отлучения их от славы Божией и своего небесного отечества. Все мы, люди, - по словам автора, - точно так же томимся и страдаем в этой земной юдоли за наши грехи и беззакония, а истинное отечество наше, по которому мы сознательно или безсознательно тоскуем и к которому стремимся, "на небесах есть", как говорит Апостол.

6. Но возвращение в это отечество не закрыто для нас: мы можем вернуться в него через двери покаяния, если возьмем пример с евангельского блудного сына, который после долгих бедствий и тяжких переживаний вне отеческого дома, наконец, придя в себя, вернулся к отцу своему. И был принят в его распростертые отеческие объятия. Так и Господь принимает с истинно-отеческой любовью искренно-кающегося грешника. А между тем, красной нитью через все Священное Писание проходит мысль о воздаянии в будущей жизни, ожидающем как праведников, так и грешников. Святая Церковь, внушая нам постоянно помышлять об этом «Страшном Дне судном» и «трепетать» его, поет в эти дни как бы от лица кающегося грешника: «Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Или коим дерзновением воззрю на Судию блудный аз?»

7. Молясь, постясь и каясь в своих грехах Великим постом, мы просим Бога о прощении наших грехов. А Святой Церковью, по словам архипастыря, - «издревле установлено при самом вступлении в Великий пост, испрашивать друг у друга прощения, чтобы чистым, облегченным сердцем и умиротворенною душою проходить поприще покаяния». Далее, обозревая каждую Неделю Великого поста, архиепископ Аверкий показывает читателю, какие уроки он можем извлечь для своей душевной пользы в каждой из них. Из собранных здесь поучений можно почерпнуть ещё одну очень важную мысль, что Великий пост есть для нас как бы школа истинно христианской жизни.

8. Но, как и во всякой школе, пользу извлекает лишь тот, кто добросовестно учится, внимательно слушая учителей и старательно, со всем усердием выполняя все задания. «Так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто добросовестно постится, внимает всем глубоко-назидательным наставлениям Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется», − пишет Владыка Аверкий. «Великий пост, − по утверждению автора книги, − это есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем и ежегодное упражнение в подвиге… и напоминание, как должен жить истинный христианин и какова конечная цель его подвижнической жизни».

***

Как отмечают издатели, вникая в наставления и рассуждения этого сборника, можно извлечь для себя большую духовную пользу, ведь именно с этой целью составлялись владыкой Аверкием эти поучения. Основанные на многовековом опыте церковном, они глубоко назидательны, а сказанные прекрасным литературным языком и окрашенные яркими примерами, будут понятны всякому читателю. И как Великий пост приводит нас к светлому и радостному празднованию Воскресения Христова, так и личная подвижническая жизнь каждого из нас приведёт к вечной радости и вечному блаженству в невечернем дне Царствия Христова. О чем вновь и вновь напоминает нам архиепископ Аверкий (Таушев).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать