Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В книгу архиепископа Аверкия включены избранные поучения на Великий пост и о покаянии, вошедшие в собрание его слов и речей, изданное к 25-летию служения владыки в Америке в Свято-Троицком монастыре. Это издание представляет собой некий путеводитель по Великому посту и вводит читателя в полноту его покаянного строя, начиная с подготовительных недель. В своих поучениях, составленных для наставления паствы, Владыка показывает, как заботится о нас Господь. «Вот и вновь, - пишет владыка Аверкий, - безмерная милость Господа Бога, всем хотящего спастися и в разум истины приити, привела нас к порогу Великого поста и поставила нас пред дверьми покаяния».
2. Но разве, - спросите вы, - «двери покаяния не отверсты? Ведь Господь Сам всех нас призывает к покаянию – зачем же нужно еще просить, молить Его, чтобы Он «отверз» нам двери покаяния? Да и кто мог посметь закрыть их для нас? Как это ни странно звучит, - отмечает архипастырь, - но ответ на этот вопрос может быть только один: мы сами закрываем их для себя. Своим закоснением во грехах, своим упорным противлением Богу, своей самопревозносящейся гордыней, своим окамененным нечувствием, маловерием, неверием и безбожием мы закрываем для себя эти спасительные двери покаяния, и покаяние становится недоступным для нас. Вот потому-то, желая расположить нас к покаянным чувствам, сокрушить в нас это окаменение сердечное, Святая Церковь и внушает нам слезно взывать к Богу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!
3. Сколько заботы и попечения о спасении душ, по словам автора, имеет Мать наша Церковь. Она стремится всеми мерами подготовить нас к проведению Великого поста так, чтобы мы могли принести добрый плод покаяния: «Еще задолго, − пишет владыка Аверкий, − исподволь и заблаговременно начинает Святая Церковь подготовлять нас к подвигу Великого Поста, дабы мы вступили в него с полным сознанием того, что от нас требуется, и тем благотворнее проводили его». Преддверием Великого поста являются четыре предшествующие ему воскресные дни, каждый со своим глубоко назидательным содержанием.
4. «Вот первая из них – Неделя мытаря и фарисея... В своем богослужении в эту Неделю − пишет Владыка, − Церковь убеждает нас «отринуть высокохвальную гордыню и надмение фарисея» и «поревновать мытареву смирению», «смирить себя воздыханиями», «дух сокрушенный Богу приносяще» и, вопия в сердечном сокрушении о своих грехах, подобно мытарю: «Боже, милостив буди мне грешному!» Далее идет Неделя о блудном сыне, показывающая нам великое милосердие и всепрощение Божие к кающемуся грешнику. «Как утешительна для нас притча о блудном сыне, − пишет владыка Аверкий, − выражающая собою назидание второй «приготовительной недели» к Великому посту! Бог – наш любящий Отец, и сколь бы ни были велики наши грехи, мы никогда не должны отчаиваться в своем спасении: лишь бы не утратили мы способности к покаянию».
5. Так же в Неделю о блудном сыне (а затем еще на двух воскресных службах) на всенощном бдении поется псалом 136: "На реках Вавилонских" — скорбный гимн иудеев, попавших в Вавилонский плен. Скорбное томление избранного народа Божия в плену Вавилонском было прообразом пленения грешников диаволом и отлучения их от славы Божией и своего небесного отечества. Все мы, люди, - по словам автора, - точно так же томимся и страдаем в этой земной юдоли за наши грехи и беззакония, а истинное отечество наше, по которому мы сознательно или безсознательно тоскуем и к которому стремимся, "на небесах есть", как говорит Апостол.
6. Но возвращение в это отечество не закрыто для нас: мы можем вернуться в него через двери покаяния, если возьмем пример с евангельского блудного сына, который после долгих бедствий и тяжких переживаний вне отеческого дома, наконец, придя в себя, вернулся к отцу своему. И был принят в его распростертые отеческие объятия. Так и Господь принимает с истинно-отеческой любовью искренно-кающегося грешника. А между тем, красной нитью через все Священное Писание проходит мысль о воздаянии в будущей жизни, ожидающем как праведников, так и грешников. Святая Церковь, внушая нам постоянно помышлять об этом «Страшном Дне судном» и «трепетать» его, поет в эти дни как бы от лица кающегося грешника: «Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Или коим дерзновением воззрю на Судию блудный аз?»
7. Молясь, постясь и каясь в своих грехах Великим постом, мы просим Бога о прощении наших грехов. А Святой Церковью, по словам архипастыря, - «издревле установлено при самом вступлении в Великий пост, испрашивать друг у друга прощения, чтобы чистым, облегченным сердцем и умиротворенною душою проходить поприще покаяния». Далее, обозревая каждую Неделю Великого поста, архиепископ Аверкий показывает читателю, какие уроки он можем извлечь для своей душевной пользы в каждой из них. Из собранных здесь поучений можно почерпнуть ещё одну очень важную мысль, что Великий пост есть для нас как бы школа истинно христианской жизни.
8. Но, как и во всякой школе, пользу извлекает лишь тот, кто добросовестно учится, внимательно слушая учителей и старательно, со всем усердием выполняя все задания. «Так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто добросовестно постится, внимает всем глубоко-назидательным наставлениям Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется», − пишет Владыка Аверкий. «Великий пост, − по утверждению автора книги, − это есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем и ежегодное упражнение в подвиге… и напоминание, как должен жить истинный христианин и какова конечная цель его подвижнической жизни».
***
Как отмечают издатели, вникая в наставления и рассуждения этого сборника, можно извлечь для себя большую духовную пользу, ведь именно с этой целью составлялись владыкой Аверкием эти поучения. Основанные на многовековом опыте церковном, они глубоко назидательны, а сказанные прекрасным литературным языком и окрашенные яркими примерами, будут понятны всякому читателю. И как Великий пост приводит нас к светлому и радостному празднованию Воскресения Христова, так и личная подвижническая жизнь каждого из нас приведёт к вечной радости и вечному блаженству в невечернем дне Царствия Христова. О чем вновь и вновь напоминает нам архиепископ Аверкий (Таушев).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!