У книжной полки. Монах Арсений (Святогорский). Подвижники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

15 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Один из почитателей Афона — митрополит Антоний (Храповицкий) отмечал, что святой великомученик Пантелеймон прославился дважды. Первый раз — в святых и чудотворных страданиях, а второй раз в подвигах афонской братии «славной Русской обители Пантелеимоновой, которая своею истинно монашеской жизнью стала известна во всем Православном мире, а наипаче на земле Русской», где день памяти св. великомученика «стал праздником почти во всяком храме». От совершенного упадка к полному и всестороннему расцвету русский Пантелеймонов монастырь привел своим духовным руководством и трудами духовник обители, старец Иероним (Соломенцов). О его предшественниках, современниках и последователях рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется – «Подвижники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. XIX - первая половина XX века».

***

1. Предлагаемая читателю книга продолжает серию издатель­ства, рассказывающую о Русском Афоне. На этот раз она знакомит читателей с предшественниками, современниками и последователями иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), старца-духовника Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, и игумена монастыря схиархимандрита Макария (Сушкина). Жизнеописание и духовное наследие этих великих старцев уже были опубликованы. Жизнеописания, представленные в книге, знакомят чита­теля не только с выдающимися личностями подвижников, но и с историей Русского Пантелеимонова монастыря, начиная с 1803-го и заканчивая 1940 годом, в котором скончался игумен Мисаил (Сапегин). Книга составлена по ис­точникам как уже известным, так и по архивным материалам, публикуемым впервые.

2. Как говорится в предисловии книги, местом первого поселения русских на Афоне был монастырь Ксилургу. В Пантелеймонов монастырь братия с согласия Собора Святой Горы переселились в 1169 году, при игумене Лаврентии. Через несколько веков, к концу первой трети XVIII века, по причине частых войн России с Турцией, препятствовавших приезду русского человека на Афон, и оскудения монашества в самой России из-за Петровских реформ, русских монахов в Свято-Пантелеимоновой обители почти не осталось. В 1739 году умирает последний из них. Монастырь переходит к грекам.

3. Братия греческие оставили прежний общежительный устав и вслед за другими монастырями Афона учредили идиоритм, при котором каждый монах живет по собственному распорядку (общее — только участие в церковных богослужениях), может владеть личной собственностью и необходимые для функционирования монастыря долж­ности исполняет за определенную плату. При таком образе жизни инок имеет больше соблазна впасть в своеволие, утрачивается правильное духовное руководство — в соответствии со Священным Писанием и Священным Пре­данием. Поэтому введение идиоритма в Пантелеимоновой обители немало способствовало ее упадку — духовному, а вслед за ним и материальному.

4. «В 1773 году Руссик стал жертвой страшного пожара, во время которого сгорел соборный храм св. великомученика и целителя Пантелеймона». Средств для восстановления храма и поддержания прочих обветшавших построек не было, и греки ушли из нагорного монастыря — спустились к морю, где находилась монастырская пристань и небольшая келлия с церковью Вознесения Господня, своего рода маленький монастырек, в котором братия и продолжили жить по идиоритмическому уставу. На этом месте уже в XIX веке будет построен новый, прибрежный монастырь, которому усвоят название Прибрежный Руссик, а прежний станут называть Старый Нагорный Руссик. Нищета продолжала преследовать обитель и на новом месте. Неуплаченные долги угрожали ей быть проданной, и слово «Руссик» должно было исчезнуть навсегда.

5. Спас положение Вселенский патриарх Каллиник. В 1803 году он распорядился вновь учредить в обители общежитие и назначил игуменом старца Савву, иеросхи­монаха Ксенофонтского скита. Можно сказать, что с этого решения начинается славная история Прибрежного Руссика. Однако в 1821 году для обители, да и для всей Афонской братии, выпало еще одно испытание - началось греческое восстание за независимость. В это время многие монахи покинули Афонскую Гору. Игумен Сав­ва скончался в глубокой старости, и монастырь остался не­достроенным. Вновь возрождение древней обители началось благодаря деятельности отца Иеронима (Соломенцова), который в первую очередь укреплял внутреннюю, духовную жизнь.

6. Промысл Божий привел его на Афон. Греки сами пригласили его в Русский монастырь, в обители собралось русское братство, установились связи с Россией. Необходимым принять в Пантелеимонову обитель русских монахов посчитал восприемник игумена Саввы, его ученик Герасим, угадывая намерения Промысла Божия. И он справед­ливо полагал, что такая могущественная страна, как Россия, не оставит своих соплеменников без помощи. И правда, в России Пантелеймонов монастырь становится из­вестным и знаменитым во многом благодаря деятельности духовника русской части братства о. Иеронима и его ученика схиархимандрита Макария (Сушкина), третьего игумена Прибрежного Руссика.

7. Старец Иероним поселился здесь в 1840 году, а будущий игумен Макарий прибыл сюда в 1851 году. Именно под их руководством обитель отстроилась и достигла высокой духовного устроения - по правилам строгого общежития. Были установлены прочные связи с Отечеством. Русский народ приобщался к афонским святыням через паломничество, благотворительность и издательско-просветительскую деятельность, что в немалой степени способствовало расцвету монастыря. Последователи великих старцев старались поддерживать высокий строй внутренней монастырской жизни, установленный ими в обители, сохранять духовную преемственность в монастыре.

8. Так, например, история русского монашества на Афоне тесно связана с выдающимся подвижником иеросхимонахом Арсением. С 1820-х годов до самой своей смерти в 1846 году он был духовником и руководителем всех русских на Афоне. Старец Арсений имел большую духовную власть на Святой Горе. Со всего Афона стекались к нему на ис­поведь не только русские монахи, но и болгары, и сербы, и молдаване. Почитали его и греки. Он стал духовным отцом Русского Афона. По его благословению поселились русские в Свято-Пантелеимоновом монастыре и утвер­дились там впоследствии при о. Иерониме, которого о. Арсений, как своего ближайшего ученика и преемника, направил туда на духовничество.

***

Славится в веках богохранимая Святая Гора Афонская – светильник истинной веры и неугасимая лампада молитвы. Судьба ее и история неразрывно связаны с судьбой всего христианского мира. Пребывая под особым покровительством Пресвятой Богородицы, Афон был во все времена средоточием православного монашества, училищем православного подвижничества. На протяжении веков селились здесь мужи, которых не удовлетворяло ничего, что может предложить мир. Они стремились к большему, чем материальные блага и земные красоты. Афон вырастил многих святых и подвижников. И о некоторых из них и рассказывает книга «Подвижники Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​