У книжной полки. Иеромонах Никон (Париманчук). Почему наши дети такие?

2 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Часто неблагополучие в жизни человека проявляется во взаимоотношениях между родителями и детьми. Эта проблема не имеет возраста: вчерашние дети становятся родителями, а сегодняшние родители еще совсем недавно сами были детьми. Можно ли уврачевать эту проблему взамоотношений отцов и детей? У кого найти совет, чтобы преодолеть возникающие трудности? Найти пути выхода из сложных ситуаций, которые на первый взгляд кажутся безвыходными, поможет мудрость Церкви, заключенная в писаниях святых отцов. Цитаты из них составили сборник, который мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Почему наши дети такие? Святоотеческие размышления».

***

1. В предисловии книги ее составитель иеромонах Никон (Париманчук), обращаясь к читателю, пишет: «Дорогой читатель! Ты держишь в руках не совсем обычный сборник, составленный из творений святых отцов. Обычно, раскрывая книгу, состоящую из их поучений, нам привычнее встретить на ее страницах наставления о молитве и борьбе с грехами, о посте и покаянии. И как-то неожиданно обнаружить у святых подвижников, рисующихся нашему воображению суровыми и молчаливыми пустынниками или величественными святителями, осведомленность в таком сугубо мирском труде, как воспитание детей. От этого недоумения даже может родиться вопрос: «Какой совет может дать живущим в мире монах, житель пустыни?»

2. Какие наставления в воспитании детей можно получить от тех, которые, по замечанию Иоанна Златоуста, не были отцами и не испытали природной любви к родным чадам? Но надо знать, - отмечает отец Никон, что и некоторые из подвижников, писания которых были использованы при составлении этого сборника, когда-то состояли в законном браке и у них были дети. Кто-то из них, по взаимному согласию, с супругой, одновременно удалился в монастырь, а кто-то, овдовев, принял монашество. Об этом мы читаем в житиях преподобного Феодора Студита, святителей Иннокентия Московского и Луки Крымского, митрополита Владимира Киевского, священномученика Серафима (Чичагова), праведного Алексия Мечёва. Непростой крест семейной жизни нес святой праведный Иоанн Кронштадтский.

3. Святые, как и все простые смертные, рожденные от отцов и матерей, получали азы воспитания в семье. Русское слово «воспитание» происходит от слова «питать». Но в родительском доме будущие подвижники получали не только хлеб насущный, питавший их тело, но и первые наставления в христианской добродетели, питавшие их душу. В семье они получали первые уроки благочестивой жизни, всегда имея пред своими глазами первых наставников - отца и мать. И для множества из них родительский пример был первым уроком закона Божьего, первым лучом света в познании Истины. Так, к примеру, святитель Василий Великий, в суровости телесного и духовного подвига не уступавший анахоретам-постникам, вскоре после кончины своей матери, прп. Емилии, писал:

4. «А теперь и единственное утешение, какое имел в жизни (разумею матерь мою), - и оно отнято у меня по грехам моим. И не смейся надо мной, что в таких летах жалуюсь на сиротство. Напротив того, извини меня, что не могу терпеливо перенести разлуку с такой душой, которой равных по достоинству не вижу в оставшихся». Самой чистотой православного учения и твердости в нем он считал себя обязанным первым наставникам своим, с величайшей похвалой и благодарностью отзываясь о них. Несколько раз в этом сборнике упоминается имя блаженного Августина. Но упоминается он не в связи с его богословскими трудами, а в связи с его матерью праведной Моникой, молитвами, терпением и горячей верой приведшей ко Христу не только мужа-язычника, но и своего сына, долго блуждавшего в поисках истины на путях философии.

5. «Священной двоицей единокровных» именует своих родителей Григория, епископа Назианзина, и Нонну - их сын святитель Григорий Богослов. Высоко богословствуя об отцовском долге попечения и заботе о детях, вселенский учитель сравнивает заботу родителя о детях с Промыслительным попечением Творца о всем мире и говоря, что «отец для своих детей есть бог». Эту же мысль повторяет святой праведный Иоанн Кронштадтский, отмечая, что родители наши «некоторым образом боги наши». Чрез них человек обретает не только священный дар жизни, но и может получить первые понятия о добре и зле, о верности и честности; первые понятия о Боге - Творце и Попечителе мира, Боге добра и любви.

6. Жития множества вселенских и русских святых сохранили имена и родителей святых подвижников, которые с малолетства наставляли чад своих в благочестивой христианской жизни и книжном учении. Но слова воспитателя будут убедительными только тогда, когда они не расходятся с делами, когда основаны на крепком краеугольном камне - христианской праведности и личном примере. В противном случае, не к таким ли горе наставникам обращены слова: они говорят, и не делают (Мф. 23, 3) и: имеют только вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 5)? А дитя, выросшее на их примере, становится и их неприглядным портретом, и им трудно смириться со словами: человек познается в детях своих (Сир. 11, 28).

7. Как отмечает отец Никон, воспитание человека, исправление его души великий крестный труд, родственный покаянию. Собственно, покаяние и есть воспитание души. Длина этого пути жизнь человека. И таким путем покаяния шли по жизни святые. Не все они были идеальны от первых дней жития своего. Но в трудах покаяния снискали святые мудрость, сходящую свыше, мудрость, помогавшую и помогающую другим. Но, даже и приобретя ее, не от своевольного желания поделиться ей, всех научить и исправить писали святые отцы. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Своими наставлениями, советами или даже обличениями они сеяли плод правды в сердцах людей, готовых их слушать, тех, кто обращался к ним за советом.

8. Очень часто это были конкретные ответы людям по поводу конкретных обстоятельств. Но мудрость Божия такова, что и для нас в их словах находится наставление и утешение. Коллективный опыт святых выводит и некоторые духовные закономерности воспитания: о необходимости молитв для вразумления, укрепления и благодушия как воспитателя, так и воспитуемого, о значении личного примера в воспитании, о преемственности дела воспитания в поколениях одного семейства, о возвращении родителям в их детях тех греховных склонностей, которым было попущено развиться родительским нерадением.

***

Как отмечает составитель сборника, «в писаниях святых нет ответов на все вопросы. Тем более нет таких универсальных ответов в этой небольшой книге. Но среди размышлений, собранных в ней, можно найти подсказки для разрешения проблем, тревожащих сердца родителей и детей. За каждым словом в писаниях святых отцов стоят непростые человеческие судьбы. Поэтому некоторые их слова и размышления понятны не сразу, некоторые потребуют большего внимания, беспристрастного суда над своими отдельными поступками или, может быть, над всей жизнью. Примем с благодарностью мудрость святых духовных наставников, чтобы поистине они стали нашими отцами, а мы их чадами, которых они ведут к Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать