У книжной полки. По творениям святителя Феофана Затворника

23 января 2023 г.

Монашеское имя святителя Феофана Затворника по-гречески означает богоявление. И это вполне соответствует его призванию, ведь вся жизнь святого была посвящена проповеди о Боге и раскрытию глубоких смыслов Слова Божия. Он обладал искренней, детской (в Евангельском смысле) верой, которая сочеталась с глубоким умом, прекрасным духовным образованием и религиозным талантом. Об этом свидетельствуют его многочисленные творения, которые сегодня известны многим современным читателям. Однако не всегда есть возможность ознакомиться со всем объемом творений святителя, поэтому на их основе составляются книги, которые содержат лишь избранные сочинения святителя Феофана или его краткие высказывания. Две такие книги мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Сегодня на нашей книжной полке представлено две книги, выпущенные в свет издательством Благовест и составленные по творениям святителя Феофана Затворника. Первая из них называется «Зачем мы живем». Она представляет собой подборку высказываний святителя Феофана, расположенную в алфавитном порядке. Вторая книга содержит проповеди святого архипастыря на праздник Рождества Христова, поэтому и называется она – «Рождество Христово со святителем Феофаном Затворником». И хотя рождественский праздник уже подошел к концу, между тем празднование Богоявления продолжается, при этом стоит вспомнить, что в древности и Рождество, и Крещение Господне праздновались в один день - день Богоявления, поскольку и в Рождестве, и в Своем Крещении Сам Бог являет Себя миру.

2. К слову сказать, святитель Феофан Затворник очень любил праздник Крещения Господня. В период своего пребывания в затворе в отдельной келии он устроил малую церковь, освященную в честь этого события и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Первые 10 лет святитель-затворник служил литургию в своей келейной церкви только по воскресеньям и праздничным дням, а в последние 11 лет — ежедневно. На вопрос одного из ближайших своих почитателей, как он служит литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою...» А в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма.

3. Как отмечают издатели, если тогда, когда святитель ушел в затвор и смолк его живой голос для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, то еще плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и письмами. Никому, кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никогда не отказывал в своем письменном руководстве. Ежедневно получая от двадцати до сорока писем, святитель-затворник непременно давал ответы на каждое из них, с чрезвычайной чуткостью вникая в положение и состояние духа писавшего. Сам владыка говорил об этом так: «Писать о вере - это служба, нужная Церкви. Лучшее употребление дара писать и говорить - обращение его на вразумление грешников».

4. Пример такого вразумления – в следующем наставлении святителя: «Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих и предаст забвению все неправды твои. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет всё неправое в себе, изменяется весь, во всём своём составе: и взор, и походка, и речь, и держание себя - всё носит печать особенной стройности и достоинства...». К святителю Феофану обращались за советом, за разрешением недоумений, в нем искали утешения в скорби, облегчения в бедах все, начиная с сановников и кончая простолюдинами. Эту искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины. Как человек, опытно прошедший через все ступени духовного развития, и как глубокий знаток человеческого сердца, святитель был неподражаем в своих ответах.

5. Что есть духовная жизнь? Что делать, чтобы спастись? Как согласовать требования христианского закона с разными обязанностями, возлагаемыми на нас семьей и обществом? Как среди разных искушений не впадать в отчаяние? Как начать дело нравственного усовершенствования и, идя по этому пути шаг за шагом, все глубже входить в спасительную ограду Церкви? От того, как мы в своей жизни отвечаем на эти непростые вопросы, зависит наше спасение. Затворник Вышенский в своих творениях постоянно делится с нами размышлениями об этом.  При решении этих и подобных им вопросов, кажется, ничего не оставил он необъясненным... Почти ни одна деталь духовной жизни во всех ее сокровенных движениях не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. И все он умел так просто, так понятно объяснить и осветить таким ясным светом!

6. Вот и в сборнике «Зачем мы живем» святитель Феофан также дает ответы на эти и многие другие вопросы. Причем ответы даются не общими словами или высокими богословскими понятиями. Нет, ответы  очень простые, конкретные и доступные. «Все просто, все уже соделано Господом для спасения – дело за тобой» - говорит свт. Феофан. Очень много он говорит о покаянии, молитве, о борьбе со страстями. Говорит о Таинствах Церкви, о их важности в жизни христианина. Вот, например, о самом главном Таинстве – Причащения, святой отец пишет: «Только причащение Телу и Крови Христа соединяет христианина с Богом и оживляет в нем истинную жизнь. Ревность по Богу — обязательное условие для получения благодати в таинстве Причастия».

7. Или вот наставление о молитве: «Дело молитвы, - говорит вышенский затворник, - есть первое дело в христианской жизни. Молитва дыхание духа. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе. Стоять пред иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания», - вот это всё и есть молитва по учению святителя Феофана Затворника.

8. Кроме раскрытия важнейших вопросов духовной жизни, святитель немалое внимание уделяет и вопросам семейной жизни, отношениям между мужем и женой, между родителями и детьми, вопросам воспитания. Творения святителя – это практическая энциклопедия духовной жизни, подробный путеводитель по пути к спасению. И некоторые его наставления собраны на страницах этих книг.

***

Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника, но главной темой его творений является спасение во Христе. Сегодня, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». Его творения, завещанные святителем всем православным христианам, есть «бесценная сокровищница личного молитвенного и аскетического опыта, из которой черпает каждый идущий по пути спасения». Читая эти и другие книги святителя, вы найдете наставления на различные духовные и житейские вопросы, причем спектр освещаемых тем настолько широк, что читающий наверняка получит необходимое для него руководство в духовной жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать