***
1. Почему Таинство Святого Причащения также называется Евхаристией? Что даёт человеку это Таинство? Как узнать, действительно ли мы готовы к принятию Святых Христовых Таин? Как правильно приготовиться к Причастию? Что значит достойно причаститься - во исцеление души и тела, и недостойно - в суд или во осуждение? Какие искушения испытывает христианин перед Причащением? И каково должно быть наше поведение после Причастия? В творениях святых отцов мы можем найти ответы на эти вопросы. Обратиться к бесценному святоотеческому опыту, и предлагают нам авторы этих двух изданий.
2. Первая из книг вышла в свет в издательстве «Отчий дом» и называется - «Плоды Святого Причащения». Она представляет собой заключительную главу из работы митрополита Вениамина (Федченкова) - «Мысли о литургии верных». Эта глава посвящена, говоря словами автора, действию «объективного, не от нас зависящего, а Причастием сообщенного дара благодати». Каково значение Евхаристии для человека и мира, какие переживания испытывает причастник, что происходит с ним в духовном, душевном и материальном отношении? Отвечая на эти вопросы, митрополит Вениамин размышляет о влиянии Святого Причащения на все уровни человеческого бытия.
3. С самого начала владыка представляет своего рода план повествования и далее последовательно излагает свои мысли. «Собственно, - говорит он, - мне хочется сейчас поговорить о плодах Литургии, так сказать, ощутительных, действительных, реальных. «Плоды Евхаристии, - отмечает владыка, - многообразны и чрезвычайны. Они прежде всего сверхъестественно действенны, затем — таинственно-благодатны, потом дают глубокие духовные переживания, нравственно и даже физически плодотворны, после - общественно важны и, наконец, космически, вселенски действенны». «Самое же первое и главное последствие или действие Святого Причащения, - по словам архипастыря, - есть приобщение к Богу, общение с Божественною Жизнью или «общение Духа Святаго» с вытекающими отсюда дальнейшими частными выводами». Это значение названо им сверхъестественным.
4. Наряду с этим Владыка ставит так называемое «таинственно-благодатное» действие Святых Таин. Оно, по словам преосвященного автора, связано с предыдущим. «Под ним, - говорит архипастырь, - я разумею таинственное, но реальное проникновение в причастника Святой благодати. Чтобы приблизить это к более ясному пониманию, возьму сравнение: солнце далеко, но лучи его, достигая нас, проникают теплом внутрь каждой нашей клеточки. А это потом ведет к тем или иным "переживаниям" душевным». О чем автор и говорит далее. Эта работа владыки Вениамина, по словам издателей, не ученый трактат, а живой, яркий, обращенный к самому широкому кругу читателей рассказ о значении Евхаристии, рассказ, который можно постоянно перечитывать, каждый раз находя в нем что-то новое.
5. О сложных вопросах веры владыка говорит просто и проникновенно. Он описывает личные переживания, вспоминает случаи из своей жизни, из жизни знакомых. О Святом Причащении митрополит Вениамин пишет с величайшим благоговением, предваряя повествование прошением: «Господи, благослови меня коснуться Таин Твоея Литургии, где Ты Сам "и приносящий, и приносимый"». При этом владыка смиренно указывает на субъективность своих рассуждений. Автор ставит своей задачей научить нас во всей полноте понимать и принимать величайший Божественный Даp. Говоря о Святом Таинстве, владыка опирается на Священное Писание, цитирует слова подвижников Церкви, приводит примеры из житий святых отцов.
6. Особая ценность этого знания связана с тем, что не всякий причастник способен видеть все плоды Приобщения. «Мы их не зрим ощутительно потому, что очи наши слабы еще», — отмечает владыка. Потому-то и важен для нас опыт Церкви, откровения святых отцов: «...прозорливые святые люди явно замечали благодать. Большею частью она проявляется в просветлении или облечении светом Божиим достойного причастника. В житиях подвижников не раз сообщаются эти случаи». Учение Православной Церкви о таинстве Святого Причащения в популярной форме излагается и на страницах книги кандидата богословия протоиерея Вячеслава Тулупова. Она вышла в свет в издательстве «Русский Хронографъ» и называется – «Чудо Святого Причащения».
7. В этой книге на многочисленных примерах из Житий святых, Патериков и Пролога раскрывается значение Таинства Причащения для жизни христианина. «Дело Святого Причащения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник. — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе». Церковная история знает немало примеров, подтверждающих эту истину, и некоторые из них автор приводит на страницах книги. Как отмечает отец Вячеслав, христиане первых веков причащались очень часто. Даже в самых безвыходных ситуациях, когда не было никакой возможности совершать Евхаристию, они не переставали стремиться к чаше Господней.
8. Почему же так холодны наши современники к участию в Евхаристии? Истории, которые содержит эта книга, доказывают, что люди в наши дни не понимают, чего они себя лишают. Но, сколь ни помрачается и ни грубеет человеческая душа от безверия, грехов, страстей, в ней всегда остается ничем неистребимая жажда соединения с Богом. Некоторые люди, не обретя веры в истинного Бога, ищут успокоения в служении ложным богам, но этим служением они никогда не утолят своей духовной жажды. Только в Боге и в соединении с Ним мы обретаем причину, смысл, цель и радость нашего существования. «А что может нас более соединить с Богом, как ни Святое Причастие?» – спрашивает отец Вячеслав, и отвечает на многие вопросы, касающиеся этой важной для каждого христианина темы.
***
Таинство Святого Причащения является одним из самых непостижимых и важных священнодействий христианской Церкви. С ним связано множество чудес, сведения о которых бережно хранит церковная история. Будучи само по себе Чудом, Святое Причащение лучше познается и воспринимается через чудеса, связанные с ним. В книге «Чудо Святого Причащения» рассказывается о наиболее известных из них. А митрополит Вениамин, вдохновенный служитель Божественной литургии, человек огромного духовного опыта, мудрый пастырь, в книге «Плоды Святого Причащения» поднимает сложные богословские вопросы, но излагает их простым и доступным языком. На страницах этих двух изданий говорится как о самом Таинстве, выражающем великую любовь Бога к людям, так и о том, как нам стать достойными причастниками Христовых Таин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!