***
1. Из краткой летописи протоиерея Павла Чазова, представленной на страницах книги, отметим следующее. «28 июня 1923 года в семье крестьян Василия и Анны Чазовых родились два мальчика-близнеца. Младенцев нарекли Петром и Павлом в честь святых первоверховных апостолов. Жили Чазовы в селе Тараканово Большесосновского района Пермской области. О детстве Павла почти ничего неизвестно, а брат его Петр умер в младенчестве. Всего в семье воспитывалось четверо детей: старший брат, Надежда, Павел, Михаил. В 1938 году Павел, живший с семьей уже в городе Нижний Тагил, окончил 7 классов неполной средней школы и начал работать на Уралвагонзаводе».
2. Когда кончилась война, он уволился с завода и начал служить звонарем в Нижнетагильском храме Казанской иконы Божией Матери. Здесь за пять лет молодой человек прошел все послушания: был звонарем и сторожем, стоял за свечным ящиком, пел и читал на клиросе. Послушания, которые нёс Павел в храме, помогли сформировать в нём будущего пастыря. В это время не было возможности пройти обучение в духовной семинарии, поэтому церковнослужитель на практике осваивал все виды храмового служения, а также поучения святых отцов. Он проявлял усердие и со смирением выполнял все послушания, при этом показав себя достойным и пастырского служения.
3. Далее, как говорится в летописи, в декабре 1952 года в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе Свердловска (ныне Екатеринбург) епископом Свердловским и Ирбитским Товией Павел был рукоположен в сан диакона, а затем во священника. И определен на настоятельское место к Покровской церкви села Балакино Свердловской епархии. С 1 июля 1954 года он служил в Екатерининской церкви г. Алапаевска. А спустя три года его перевели в Иоанно-Предтеченский молитвенный дом г. Нижние Серги. Об этом сам батюшка говорил так: «Я приехал в Нижние Серги не учить, а самому учиться, и благодарен Богу, что здесь настоятель истинный христианин, своею жизнью могущий наставить на путь спасения».
4. С этого момента начинается активная переписка отца Павла со своими чадами, сначала из Алапаевска, потом и из других городов. Письма характеризуются высоким духовным содержанием, а по обилию учения о Иисусовой молитве могут быть сравнены с древними отцами добротолюбия, а из современных ему духовных отцов, с письмами афонского старца Силуана Афонского, которого сам отец Павел очень любил. Последним местом служения на Уральской земле в данный период стал храм святой Марии Магдалины в селе Лая. Здесь 9 марта 1959 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи отец Павел принял ангельский образ. Постриг тайно совершил его духовный отец, в то время — заштатный иеромонах Игнатий (Кевролетин), проживаший в Верхотурье.
5. 8 декабря 1960 года Указом епископа Флавиана священник Павел Чазов был почислен за штат с правом перехода в другую епархию. Так, священническое служение отца Павла, начавшееся на Урале, в 60-е годы продолжилось на приходах Казанской епархии, в том числе, и на территории нынешней Республики Марий Эл: в селах Семеновка, Кучка, Нурма, Емелево, поэтому в Йошкар-Олинской епархии его многие знают. В 1969-м батюшка вернулся на Урал и служил на приходе в Артинском районе Свердловской области в селе Пристань. А в начале 1990 года он вновь переехал в Йошкар-Олу на жительство к духовным чадам, где 7 августа 1997 года и окончился его земной путь.
6. Вся жизнь отца Павла состояла из служения Богу и людям. Где бы ни служил батюшка — он всегда усердно исполнял свои пастырские обязанности, с любовью и уважением относился к пасомым, был отзывчив и отличался скромностью и добротой, за что снискал любовь и почитание прихожан. Он не сразу стал старцем, но возрастал духовно на протяжении всей своей жизни, с кротостью и смирением претерпевал все тяжкие скорби и болезни, показав своим чадам, как «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь», которыми нам заповедал проходить Господь наш Иисус Христос. При этом отец Павел никогда не роптал и не унывал, а наоборот являлся утешителем для многих людей ищущих утешения и вразумления, что полезно помнить каждому служащему пастырю.
7. О подвижнической жизни и молитвенном делании отца Павла свидетельствуют его письма, которые представлены на страницах этой книги. Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося? Такие и подобные им вопросы нередко занимают ум и сердце верующего. Отец Павел дает ответы на них. Изложенные простым языком, обращенные к нашим современникам, письма его одинаково доступны и людям книжным, и простецам. Призывая духовных чад серьезно относиться к делу спасения, отец Павел связывает духовное возрастание со стремлением к непрестанному умному предстоянию Богу.
8. Его советы основываются на Священном Писании, святоотеческом наследии и богатом личном опыте. Переняв от уральских старцев - иеросхимонаха Константина (Шипунова) и иеромонаха Игнатия (Кевролетина) навык «умного делания» Иисусовой молитвы, познав «яко благ Господь», батюшка стремился и своих пасомых провести по этому пути. В своих письмах отец Павел нередко обращается к одним и тем же мыслям, очевидно от искреннего желания сильнее запечатлеть в сознании духовных чад то, что, по его мнению, составляет основу, фундамент молитвенного труда. Но повторы эти не оставляют впечатления скучных нотаций: проникнутые духом любви и молитвы, они незаметно, но вполне действенно направляют ищущих христианского совершенства, способствуют поддержанию молитвенного настроя, вновь и вновь напоминая слова Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
***
Как отмечают издатели, для тех, кто до сих пор не слышал о протоиерее Павле Чазове, его письма явятся откровением высокой духовности в наши дни, сродной великим исихастам святителю Григорию Паламе, преподобному Симеону Новому Богослову, а также преподобному Силуану Афонскому. В данный сборник включены также некоторые воспоминания о протоиерее Павле и пространное письмо диакона Бориса Баранова (впоследствии протоиерея) к отцу Павлу, посвященное Иисусовой молитве. Полагаем, - говорят издатели, - что оно поможет читателям яснее представить духовный облик батюшки, а также даст пример прочтения наставлений о молитве святителя Игнатия (Брянчанинова) нашим современником.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!