У книжной полки. Отечник. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

9 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель Игнатий воплотил в собственной жизни. В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкие и духовные делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. Жизнь епископа Игнатия стала подтверждением того духовного закона, что никакие искушения, обстоятельства времени или особенности личного положения в обществе не могут препятствовать единению духа человеческого с Духом Божиим. Об этом свидетельствуют и сочинения святителя.

1. Сегодня мы продолжаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В предыдущих программах на нашей книжной полке были представлены пять томов, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти», «Слово о человеке», «Аскетическая проповедь» и «Приношение современному монашеству». Шестой том – это «Отечник» святителя Игнатия, представляющий собой сборник кратких рассказов о великих отцах Церкви, отшельниках и монахах. Святитель Игнатий составил его, пользуясь текстами «Пролога» и «Добротолюбия», делая переводы греческих и латинских произведений, содержащихся в многотомной «Патрологии» Миня.

2. В этих сказаниях, по словам святителя, изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. От зрелища, представляемого древностию, - говорит святитель, - обратимся к зрелищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении.

3. Эту книгу можно назвать сокровищницей поучений древних подвижников, где каждое их слово — плод аскетического опыта, глубоко усвоенного самим писателем. «Отечник» учит умной внимательной молитве, преданности вере Православной, страху Божиему, так необходимым не только монашествующим, но и мирянам. Святитель был уверен: если в совершенстве овладеешь святоотеческим наследием, то, «как единомысленный и единодушный святым отцам, спасешься». В предисловии святитель отмечает, что «внимательное чтение этих изречений и повестей навевает на читателя - как из рая - из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию».

4. Это чтение, по словам святителя, может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды. Оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, — устремляющихся на него извне. Им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника. Кто усвоит себе предложенное здесь учение Отцов, тот, - говоритт святитель Игнатий, - находясь и среди общества человеческого, стяжет сердечное безмолвие. Кто же останется чуждым этого учения, тот и в уединеннейшей пустыне, и в неисходном затворе будет возмущен молвою помыслов и живописью мечтаний, будет проводить жизнь мирскую».

5. Как отмечает автор, «приводится сердце в безмолвие душевным деланием, соединенным с болезнованием или плачем сердца». Поэтому в изречениях Отцов, которые собраны на страницах книги, подробно изложено учение о плаче. Так, например, как мы читаем на страницах «Отечника», один брат спросил святого Антония: «Что делать мне, чтоб очиститься от грехов моих?» – Старец отвечал: «Желающий освободиться от грехов, плачем и рыданием освобождается от них; желающий стяжать добродетели, плачем и слезами стяжавает их». Вся книга псалмов – не что иное, как плач.

6. Вспомни, говорил преподобный Антоний, - о Езекии, царе иудейском, который, как написано о нем пророком Исаиею (Ис. 38), при посредстве плача не только исцелился от болезни, но и удостоился получить продолжение жизни на пятнадцать лет; в то время, как изливались его слезы, сила Божия поразила смертию сто восемьдесят пять тысяч человек из войска, нападавшего на него. При посредстве плача святой Апостол Петр возвратил то, что потерял отречением от Христа. Мария, обливавшая слезами ноги Христа, удостоилась увидеть воскресение своего брата, четверодневного Лазаря».

7. Читая «Отечник», мы увидим, что «глубокий плач, по словам святителя,  слышится во всех изречениях Отцов: познали они, что человек – изгнанник с неба, что земля – страна его ссылки, что предоставлено ему кратковременное пребывание в этой стране для покаяния. Если человек удовлетворит цели, с которою он срочно помещен на землю, если удовлетворит он относительно себя цели Бога: то возвратится в свое отечество – Небо, возвратится на беспредельную вечность. Если же он сгубит положение и время, данные ему для покаяния, сгубит легкомысленно и преступно, сгубит, употребив на занятия суетные и на служение греху: то низвергнется навечно в ад».

8. Далее, как говорит святитель, «от сердечного безмолвия рождается истинное смирение», которое «соделывает человека обителиею Бога». А на этот подвиг наставят читателя изречения Отцов, которые подают нам «примеры точного исполнения евангельских заповедей», что составляет «отличительную черту их деятельности». Кратки и просты изречения, но они имеют глубокий смысл и глубокое значение. Они, по словам святителя Игнатия, драгоценны, как плоды святого опыта, как точное, непорочное выражение воли Божией». «Читайте и перечитывайте, - говорит он тем, кто откроет эту книгу, - предложенное здесь учение! Вскоре вы усмотрите в нем чудное свойство: оно преисполнено жизни и силы; оно – присно-юно: оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильные струи духовного разума и благодатных ощущений».

***

Немного найдется книг, более любимых и почитаемых православным читателем, чем «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова. Игумен Марк Лозинский, который собрал, систематизировал и откомментировал обширный архивный материал из наследия свт. Игнатия, отмечал: «Жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания. Святые отцы достигли цели: они спаслись — унаследовали Вечную блаженную Жизнь. Жизнь каждого святого отца — это один из путей ко спасению. Следование жизни святых отцов — верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом». Кроме того, «жития святых и отдельные примеры из жизни подвижников подобны богатому собранию врачебных средств. Изучая их, - по словам святителя Игнатия, христианин может найти для своих недугов спасительное врачевство».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать