У книжной полки. Осанна. Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Архимандрит Тихон (Агриков)

23 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» – и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за все». Так говорил архимандрит Тихон (Агриков), жизнь которого являет собой терновый венец исповедника православной веры, пронесенный им с любовью и самоотвержением. Старец был поистине великим духовным писателем двадцатого столетия, и, слава Богу, его труды сохранились, и мы имеем возможность знакомиться с этим духовным наследием. Так, сегодня на нашей книжной полке представлена одна из книг архимандрита Тихона (Агрикова). Она называется – «Осанна. Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией».

***

1. Архимандрит Тихон (Агриков) был одним из наиболее известных старцев Троице-Сергиевой Лавры, оставивших заметный след в её истории. Его труды пришлись на застойное время советской власти. Многочисленных паломников, которые стремились к нему со всей России, привлекали необыкновенная простота и проникновен­ность пастырского слова. Каждая часть его духовного пути: война, с ее суровой школой жизни; духовное образование, дававшееся трудом и потом, а впоследствии сформировавшее его глубокие богословские знания; монашеская жизнь в Лавре, а затем в гонении вне стен родной обители, - каждая веха этого пути была полна возрастающего по силе страдания. Пройдя все тяготы войны, будущий пастырь постучался в ворота Лавры Преподобного Сергия, прося духовных знаний.

2. И в 1950 году, окончив Духовную семинарию и академию, он остался там препода­вать. К этому времени он уже был монахом Тихоном. Вскоре последовало рукоположение. Много духовных чад было у молодого батюшки, не­редко исповедовал он целыми ночами, об­ращая к Богу заблудшие души убедительным словом. Но в темные годы хрущевских гонений на Церковь не нужны были власти такие яркие светочи веры. Потому отцу Тихону пришлось покинуть Лавру и отправиться в скитания по дальним малочисленным приходам. Однако и оттуда рассылал отец Тихон свои настав­ления, составлял пастырские заметки, вел духовные дневники. Утешительные слова и наставления он перемежа­л поучительными историями и житийными рассказами.

3. Последние годы старец прожил в глубоком затворе, и мало кто знал, где он находится. Но после его ухода остались замечательные умные книги, с которыми следует познакомиться уже потому, что по прочтении их многое в нашей повседневности становится понятным. Если говорить о книге «Осанна», то, как отмечает сам автор, это «не жития святых, и тем более не учёный какой-либо трактат. Это просто «Рассуждения». Да, рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Действительно, основная тема этих вот «рассуждений» – ничто иное, как убедить читателя в той спасительной истине, что настоящая слава, истинное поклонение, подлинно всецелое почитание принадлежит только одному Богу. Ему-то вот и посвящаются эти «Рассуждения».

4. Дело в том, - пишет отец Тихон, - что жизнь как реальное бытие выдвинула и особенно теперь выдвигает новых богов, которым отдаётся слава и поклонение. И эти, так называемые «новые боги», весьма ревностно и даже упорно, воинственно-озлобленно отстаивают своё будто бы право на то, чтобы быть настоящими богами, т.е. настойчиво претендуют на то, чтобы им тоже отдавали божеское поклонение, чтобы их тоже почитали за богов, чтобы им тоже «кадили» фимиамом жертв и приношений. Чтобы им тоже молились и говорили: «Спасите нас, мы погибаем». Таким образом, истинный Бог, настоящий, непридуманный, не выдуманный кем-то, а вечно живущий и вечно действующий отстраняется на второй, а то и на самый последний план.

5. И, хотя, по учению святых отцов, Бог не нуждается в нашей защите, мы, - говорит автор, - верные Богу, любящие Его всем сердцем, не можем во всеуслышание не сказать, что слава и поклонение принадлежит по праву, по достоинству и по здравому смыслу одному Ему – Богу, живущему на Небесах; Богу, любящему и спасающему всех нас; Богу, терпящему и поныне наши грехи, наше «культурное» невежество. И далее, на протяжении всей книги отец Тихон размышляет о славе Божией, которая воздается Всевышнему от начала времен. В первой главе книги автор рассматривает доисторическую историю и в частности, отмечает, что слово «осанна» имеет великий смысл. Оно означает спасение. Спасение от чего-то ужасного, чего-то страшного. Ну, например, спасение от вечной гибели, от вечной смерти.

6. В историческом плане «осанна» прозвучала на улицах Иерусалима, когда Господь наш Иисус Христос входил во святой град, «седя на молодом осле». Тогда весь город был потрясен. И старые, и малые, восторженно ликуя, кричали: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» На доисторическом же этапе «осанна» впервые прозвучала на небе. Ещё тогда, когда ни земли, ни космоса, ни солнца, ни луны, ни звёзд ещё не было. Когда Бог-Творец Своим пречудным непостижимым образом, Своей Божественной силой творил сверхнебесные просторы, устроял светлый Ангельский мир, тогда небесные лики, многочисленный хор предивной горней гармонии воспевал Ему «осанна».

7. Вне всякого сомнения, - говорит отец Тихон, - что и светлый Денница (будущий сатана) со всеми своими будущими сговорщиками (бесами) вдохновенно пел своим предивным голосом «осанна» Богу Великому. Кто знает, может быть с того именно доисторического момента и возникла в его сердце змеиная зависть к Богу? Может быть, видя такую бурно-ликующую славу Творцу, он и замыслил эту славу перенести на себя, и «осанну» чтобы пели ангелы не Богу, а ему – прескверному самолюбцу и безумному гордецу. Но небо, светлое и разумное небо со всеми его бесчисленными жителями не переставало петь «осанна» Богу. И тогда-то гимн «осанна» как слава, прославление Богу, стал иметь и другое значение, именно как спасение.

8. И вот когда вы стоите в храме, в земном Божием храме – за всенощной, то слышите, как из светлого алтаря несутся дивные слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет». А за литургией слова: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея, осанна в вышних...», думали ли Вы, - спрашивает отец Тихон, - когда-либо, что это за возгласы? Что это за священные слова? Это слова Небесного гимна хвалы и славословия Богу, это слова убеждённого сознания, что слава, настоящая вечная слава, принадлежит только одному Богу, только Ему одному мы поем: «Осанна, благословен грядый во имя Господне». О славе Божией и далее размышляет отец Тихон на страницах этой книги.

***

«Слава Тебе, по­казавшему нам свет!». Таковы были последние слова архимандрита Тихона (Агрикова) (в схиме Пантелеимона), отошедшего ко Господу 16 ноября 2000 года. Отец Тихон прошел по жизни так, как заповедал Спаситель - не оставляя особых материальных следов. Остались только теплые воспоминания современников и высокие по духу и безыскусные по форме удивительные проповеди отца Тихона в Троице-Сергиевой Лавре, слушая которые, никто не мог сдержать слез умиления или раскаяния. И еще - книги, перепечатанные на пишущей машинке, размноженные кустарным способом, часто с большим риском, и любовно переплетенные. Одна из таких книг и представлена сегодня на нашей книжной полке.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать