У книжной полки. Организация церковно-приходской воскресной школы

24 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как известно, в России традиция церковного образования была прервана многолетними гонениями на Церковь, но после их прекращения в церковных приходах активно стали появляться церковные воскресные школы. И вот сегодня, в пределах только Екатеринбургской епархии работает 137 школ и каждый год открываются новые. Как в давно работающей школе, так и в только что открывшейся, перед руководителем встает множество проблем. Нельзя успокаиваться в том случае, если школа действует стабильно, она нуждается в не меньшем попечении. Школу на любом этапе надо совершенствовать и в плане организации, и в плане преподавания. Помочь в этом и призвана книга, выпущенная в свет информационно-издательским отделом Екатеринбургской епархии. Она называется – «Организация церковно-приходской воскресной школы».

***

1. Авторами этой книги, предназначенной для директоров церковно-приходских воскресных школ, являются Галина Семеновна Ващенко и Алена Анатольевна Богданова. Галина Семеновна руководила Отделом церковно-приходских школ с начала его основания (с 1996 по 2011 гг.), а затем сектором церковно-приходских школ ОРОиК Екатеринбургской епархии (с 2011 по 2020 гг.). Вместе с тем трудилась и трудится по сей день завучем воскресной школы прихода во имя Всех Святых г. Екатеринбурга. Алена Анатольевна – с 2001 по 2020 годы являлась старшим методистом, ныне – руководитель сектора церковно-приходских школ ОРОиК Екатеринбургской епархии; и директор воскресной школы Вознесенского архиерейского подворья г. Екатеринбурга.

2. Как уже отмечалось, после прекращения гонений на Церковь, при православных храмах вновь стали открываться воскресные школы. Так было и в Екатеринбурге. Когда здесь в 1992 году возникла первая воскресная школа, преподавал в ней сам архиепископ Мелхиседек. А далее с каждым годом количество школ росло, и в начале 1996 года, в рамках епархиального управления, был создан отдел церковно-приходских школ, как связующее звено между правящим архиереем и школами. На основании этого, в задачи отдела, прежде всего, вошло проведение аналитической работы по изучению состояния приходского обучения в епархии и своевременное предоставление сведений правящему архиерею. С тех пор Отдел церковно-приходских школ (с 2012 года – сектор церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации) осуществляет методическое руководство школами епархии в вопросах организации учебного и воспитательного процесса и собирает разнообразную информацию о работе школ: о проблемах и путях их решения, удачных находках и положительных результатах.

3. Сотрудниками отдела ведется колоссальная методическая работа, а накопленные разработки издаются и становятся достоянием многих воскресных школ. Последовательному решению задач совершенствования работы воскресных школ посвящены ежегодные Съезды православных законоучителей митрополии, курсы директоров, заседания Совета руководителей церковно-приходских школ, которые проходят уже на протяжении многих лет. Этот соборный опыт и лег в основание книги "Организация церковно-приходской воскресной школы". Это издание предлагает практические советы по важнейшим вопросам организации учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских воскресных школах, рассказывая о жизни школ Екатеринбургской епархии.

4. В книге изложены концептуальные основы деятельности воскресной школы, ее цели и задачи, описано содержание деятельности, участники учебно-воспитательного процесса, деятельность директора на разных этапах развития школы. Она будет интересная всем, кто занимается приходским просвещением детей или только собирается посвятить себя этому благому делу. Как отмечают авторы, воскресная школа является центром просветительской деятельности на каждом приходе. Жизнь воскресной школы полна и насыщена событиями, и через нее все больше людей вовлекается в сферу приходской жизни. Многие люди, воцерковляясь, начинают нести служение в Церкви, и это их путь ко спасению. Св. прав. Иоанн Кронштадтский считал важным, чтобы учителя работали дружно, согласованно, и это помогало объединять учащихся.

5. Духовное единство педагогического коллектива, детей, родителей, духовника в церковно-приходской школе – залог успеха ее просветительской миссии. Служение учительства предполагает большую ответственность, т.к. речь идет о будущем детей, их спасении, и недостойное несение этого служения предполагает осуждение, т.к. человек, скверно совершающий свое дело, неправильно наставляет и ведет к погибели других людей. Для того чтобы грамотно построить и организовать учебно-воспитательный процесс, каждая школа нуждается в директоре – православном педагоге, имеющем талант управления. От его энергии, опыта, умений во многом зависит организация работы с детьми на приходе.

6. В настоящее время Церковь создает свою систему воспитания и обучения детей. В силу автономности от государства церковная школа не испытывает на себе контроля со стороны светской власти. При этих существенных положительных обстоятельствах есть определенные сложности: ответственность за организацию работы школы, ее материальное содержание, подбор и подготовку кадров ложится на приход, многое руководителю школы приходится брать на себя. Сегодня много говорится о качественном образовании. Оно предполагает не только получение какой-то суммы знаний, но и воспитание. В воскресной школе и маленький ребенок, и подросток (а также их родители) должны не только получать все новые и новые знания, но получать православное воспитание и через все это научаться азам подлинного богопознания.

7. Мы живем в благополучное время; но, к сожалению, не всегда это ценим. Даже в мирное время есть необходимость защищать веру. А где, как не в воскресной школе, начинать с малого, с приобретения ежедневного опыта? Защита веры сегодня – это глубокое постижение вероучения и привитие норм церковной жизни и нам самим, и нашим детям. Как остаться верующим в неверующей среде? Как научить этому своих воспитанников? Приходская школа имеет важнейшее значение – она открывает человеку путь в Церковь, но при этом сами церковные школы должны быть предметом особой заботы приходов и настоятелей. Приступая к воспитанию детей, как строго мы должны относиться к себе, как ревностно мы должны обращаться к Богу в молитвах, служить так же, как служили Ему святые. Кроме того, важен не только опыт самого верующего, а способность быть водителем для других. Как сделать это, чтобы привлечь к Церкви многочисленных юных чад, и попытались рассказать авторы этой книги.

***

Авторы этого издания благодарят всех педагогов и директоров воскресных школ Екатеринбургской митрополии, которые с великой любовью воспитывают детей на приходах и чей бесценный опыт был учтен при составлении этого труда. Благодарят священников и учителей, чьи доклады прозвучали на педагогических совещаниях, директоров, чьи аналитические отчеты описали передовой опыт работы с детьми, выпускников Екатеринбургской православной учительской семинарии, дипломные проекты которых были посвящены проблемам организации воскресной школы. Надеемся, все эти материалы помогут вам создать хорошую церковно-приходскую школу, помогающую вашему приходу совершать миссию просвещения детей светом Христовой веры.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать