У книжной полки. Оптинские старцы

10 июля 2023 г.

«Наукой наук и искусством искусств» называли духовную жизнь святые отцы. Постигая это искусство всю жизнь, христианин трудится над совершенствованием своей собственной души. И как во всяком искусстве, ученику необходим наставник мастер, так и в духовной жизни человек нуждается в руководстве опытного старца. Ныне, когда христианский мир переживает не лучшие времена, обрести духоносного наставника великий, исключительный дар Божий. Поэтому столь ценен для нас «отеческий глас» преподобных старцев Оптинских, обращенный к нам из относительно недавних, по меркам истории, лет. Рассказы о них и спасительные наставления святых отцов Оптиной Пустыни собраны на страницах брошюр, которые мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эти четыре брошюры вышли в свет в издательстве монастыря Оптина Пустынь и содержат в себе духовное наследие прославленной обители. Как отмечают издатели, письма старцев, записанные чадами беседы и наставления, поучительные случаи из их житий - все это благодатная сокровищница святоотеческого учения, практических советов, выстраданных десятилетиями многотрудного подвига. Одна из важнейших тем в этом духовном наследии любовь и мир с ближними. Это неудивительно, ведь как говорит старец Амвросий Оптинский, «на Страшном Суде более всего взыщется за недостаток любви к ближнему. Любовь есть Сам Бог (ср.: 1 Ин. 4, 16)!».

2. Пространство, где мы общаемся с нашими ближними: дом, работа, монашеская келья - это «поле» духовной битвы, где происходят ежедневные стычки с вражьими помыслами, с собственными страстями, с немощами соседей и родственников. А иногда и настоящие битвы за любовь и мир Христов. Что делать нам, если нет любви к ближним или к тем, с кем работаешь? «Делай дела любви, пусть сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь», - говорит преподобный Амвросий. Другие наставления батюшки и других оптинских старцев о любви к Богу и ближним собраны на страницах книги «Рассказы об оптинских старцах». Короткие истории из жизни, собранные в этой книжке, не только интересны и увлекательны, но полны назидательных примеров глубокой веры, деятельной любви и христианской мудрости.

3. По словам старца Амвросия, «Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви». Именно смирение и самоукорение, отмечают издатели, - помогают нам прощать обиды и недостатки ближнего. Следуя за Христом, Который призывает нас в Евангелии: ...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29), - святые отцы почитают смирение добродетелью, уподобляющей человека Богу. О том, что смирение необходимо для спасения, святоотеческое наследие свидетельствует на протяжении всей истории Церкви. Более того, утверждают отцы, можно спастись и одним смирением. Так, например, старец Варсонофий Оптинский говорил: «Наши старцы учили: есть смирение - все есть, а нет смирения - ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись».

4. Путь смирения - самый надежный, «царский», учат отцы. Но что такое смирение и как оно приобретается? Об этом говорят нам старцы со страниц другой книги, которая так и называется – «Царский путь смирения». Старец Нектарий видел в смирении начало и основу духовного пути. Указывая посетившему Оптину будущему владыке Вениамину (Федченкову) на природу, говорил: «Смотрите, какая красота солнце, небо, звезды, деревья, цветы... А ведь прежде ничего этого не было. Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту! Так и человек: когда он искренно придет в сознание того, что он - ничто, тогда Бог начнет творить из него нечто великое». И еще говорил: «Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверии Царства Небесного».

5. Еще одной из ступенек лествицы восхождения к любви – это молитва. «Молитва есть общение и единение человека с Богом», - говорит преподобный Иоанн Лествичник. Для христианина естественно стремление неотлучно пребывать с Богом, а значит, естественна и непрестанная молитва. В учении о молитве святые отцы отмечают необходимость ее постоянства и неотступности. Наша молитва не должна прекращаться, даже если, по-видимому, бывает услышана не сразу. Она как дыхание духовной жизни, - без нее душа, по слову святителя Иоанна Златоуста, «и алчет, и жаждет, и умирает». Причем молитва - это не только труд и непрестанное понуждение себя. Иисусова молитва, по обетованию старца Варсонофия Оптинского, это «ключ для открытия духовных радостей». Она имеет великую силу.

6. «Произносить слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", каждому нетрудно, а польза громадная», - обращается старец и к нам. Это сильнейшее оружие для борьбы со страстями... Продолжайте упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держались этой молитвы, и она становилась им так дорога, что они ее ни на что не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились опять начать молитву». Стремление святых к молитве старец сравнивает с неутолимой жаждой. Так и душа, жаждущая быть с Богом, открыв для себя этот чистый святой источник, пьет из него ненасытно, с верой и пламенной любовью. Ведь молитва - это сокровенная беседа души со Христом. Послушаем, - говорят издатели, - что говорили о молитве преподобные оптинские старцы. Их избранные наставления собраны в книге «Оптинские старцы о молитве».

7. А последняя из представленных сегодня брошюр называется «Оптинские старцы о терпении скорбей». Приближаясь к завершению земного Своего служения, Господь и Спаситель наш, обращаясь к апостолам, а через них - ко всем Своим ученикам и последователям, сказал: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). По слову преподобного Ефрема Сирина, тем самым Господь заповедует нам не искать себе упокоения в настоящем, но готовиться к искушениям и скорбям, поскольку без них невозможно достигнуть Небесного Царствия и насладиться вечными благами. Тот, кто мужественно претерпевает скорби, идет путем святых, следует за Христом.

8. По мнению преподобных отцов и подвижников благочестия нашего времени, ныне терпение скорбей стало главным деланием всех желающих спастись. Ведь мы уже неспособны к тем подвигам и тому самоотвержению, которыми отличались христиане древности. «Скорби - удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества», - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Для чего человеку посылаются скорби? Почему без них не обойтись на пути ко спасению? Как их переносить? На эти и многие другие вопросы благочестивому читателю также отвечают преподобные отцы и старцы Оптинские  со страниц этого небольшого издания.

***

Преподобные Оптинские старцы стали для Руси истинными светильниками живой веры. Сила благодати Божией, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, сделала их врачевателями человеческих душ. Для них дороже всего было вечное спасение той души, которая вверяла себя их попечению. В самых сложных жизненных ситуациях и в самых мучительных душевных затруднениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию. И сегодня мы, с верою и любовью почитающие их память, будем поучаться духовной премудрости через чтение их не утративших духовной силы наставлений, чтобы незаблудно шествовать путем спасения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать