У книжной полки. Олег Симонов. Грозовые раскаты. Повесть. Книга первая. Пашка и его друзья

21 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
До революции любимым чтением русского народа были жития святых. Многие дети, которые в детстве читали житийные истории и видели в святых достойные примеры для подражания, впоследствии и сами становились святыми. В «Житиях святых» люди, по словам прп. Варсонофия Оптинского находили «ответы на многие вопросы», и научались тому, «как выйти из затруднительного положения, как устоять, когда мрак со всех сторон окутывает душу, так что кажется, будто и Бог нас оставил». Это чувство всё охватывающего мрака особенно ярко проявлялось в душах верующих людей, когда после революции новая власть всеми силами стала искоренять из жизни русского народа Бога и Его Церковь. О том, как сохраняли веру не только взрослые, но и дети во враждебной им среде воинствующего атеизма, рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга под названием «Грозовые раскаты» вышла в свет в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Ее автор, Олег Юрьевич Симонов родился в Забайкалье, в городе Чите. В 1996 окончил факультет математики и кибернетики МГУ, а в 2003 – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. В настоящее время работает в сфере IT, пишет книги для детей и подростков. Его повесть «Грозовые раскаты», по словам редактора Анастасии Горюновой, уникальна. Впервые в юношеской литературе в жанре приключенческой повести затронута тема гонений на Церковь в 1930-е годы в СССР. Книга прекрасно иллюстрирована талантливым художником-графиком Олегом Зубаревым, что придает изданию особый документализм.

2. Нередко нам, взрослым людям, которые сами росли и воспитывались в советское время, бывает трудно рассказать современным детям и юношеству новейшую историю нашей страны. Почему были устроены такие страшные кровавые гонения на веру? Почему, собираясь построить справедливое государство, их прадедушки и прабабушки допустили столько несправедливости? Трагических страниц не вычеркнуть из нашей истории, но ответов на эти вопросы нет, порой, и у взрослых. Увлекательная приключенческая повесть Олега Симонова о Пашке и его друзьях – художественная правда о том времени. Наверное, по-другому невозможно постичь те противоречия, которыми жила страна.

3. Герои повести – верующие мальчишки, живущие в стране воинствующего атеизма. Главный герой – Пашка, приезжает в Москву вместе с мамой, которая в родной Рязани едва избежала ареста по делу «церковников». Они поселяются в доме родственников на окраине столицы, в дачном поселке «у Академии». И многое здесь напоминает мальчику его малую родину. Вот как пишет об этом автор: «В красном углу на новенькой полке сверкала вычищенным окладом семейная реликвия, Казанская. В праздники и по воскресеньям мама наливала масло в плошку, у иконы загорался огонёк. Пашка лежал по вечерам в темноте, и ему казалось, что они по-прежнему в своём посадском домике - во всём свете виден только лик Божией Матери, вокруг мрак, а за окном качаются кусты сирени и шумит в овраге далёкий ручей.

4. Но вскоре раздавался совсем не посадский звук: на повороте скрежетали рельсы под колёсами трамвая, и динькал его резкий звонок. Пашка вспоминал, что до посада далеко, но это не вызывало грустных дум. Наоборот, какие-то неясные новые надежды волновали сердце, и он улыбался, засыпая на своём жёстком ложе. Вставал Пашка рано. Читал молитвы, потом, стараясь не шуметь и не будить мать, выскальзывал в общие сени, надевал старые башмаки и - за дверь. Окрестности манили своей неизвестностью», поэтому изучать их мальчик начал «прямо на следующий день после приезда». Читая книгу, прежде всего мы видим жизнь обычного любознательного мальчишки.

5. Он, помимо повседневной домашней работы по хозяйству, исследует новый мир, любит побродить по улицам, пострелять из лука, поиграть в лапту или футбол. Он любит самолеты и парусные лодки. Вот только друзей по приезду на новое место он находит не сразу. А какие были у него перспективы? Об этом автор рассказывает: «За прудами есть палаточный пионерский лагерь, где много ребят. Но это было, во-первых, далеко, а во-вторых, Пашка уже знал, что в пионерский лагерь нельзя прийти вот так, с улицы. Там ребята собраны в отряды, живут в палатках, каждый отряд управляется вожатым, и так далее: почти военная дисциплина. Кроме того, по слухам, в пионерских лагерях проводились мероприятия вроде «шествий юных безбожников» и лекций о вреде религии, которые Пашке не могли оказаться по душе».

6. Далее, как повествует автор, с поселковыми пацанами у Пашки тоже дружба не заладилась. Первая встреча произошла во время обхода одной из улиц, и закончилась дракой. «Остальные попытки установить отношения с местными ребятами также были неудачными». Не сразу приняли его в свою компанию и мальчишки из местной церкви. Время наступило такое, недоверчивое к людям, тем более новеньким. Каждый из них мог оказаться предателем. Но проверка во время противостояния комсомольцам, которые проводили возле церкви политагитацию, помогла Пашке обрести друзей. Подружившись с такими же, как он, верующими мальчишками, Пашка переживает много приключений, разочарований, проходит множество испытаний. Происходит в его душе и кризис веры...

7. Как отмечает Анастасия Горюнова, «вера в душах мальчишек иногда колеблется, а иногда и совсем покидает юные сердца». Как и многие взрослые люди, они не понимают, почему Господь попустил такие гонения на Церковь, почему одни люди, такие же крещеные, как и они, преследуют и убивают священников и монахов, и простых верующих людей. А кроме того, ребятам, как и всем в юном возрасте, «так хочется жить полной жизнью, они мечтают смело смотреть в будущее, как те пионеры, лагерь которых виднеется на противоположном берегу. Проходя через сомнения, получая, порой, очень горький опыт, общаясь с обречённым на арест священником и друг с другом, стараясь влиться в окружающую жизнь и при этом сохранить веру, герои книги остаются обычными мальчишками, готовыми пуститься в опасные приключения, ввязаться в драку, доказать свою смелость, защитить друга, сражаясь до крови».

8. При чтении этой книги, по словам Анастасии Горюновой, читателя не покидает «ощущение присутствия в прошлом столетии, будто машина времени переносит тебя в другую эпоху. Удивительно передает Олег Симонов атмосферу того времени, где страх соседствует с увлекательным строительством новой жизни, где люди живут или следуя за своими идеалами, или предавая их. Собственно, как и в любые времена».

***

Повесть «Грозовые раскаты», предназначенная для мальчишек и девчонок, будет интересна тем, кто любит произведения Владислава Крапивина, потому что написана в таком же духе, где есть место настоящей дружбе и приключениям. Только рассказывает она о приключениях их ровесников, которые живут на окраине Москвы в 1930-е годы. Атмосфера и исторический колорит того времени дополняют динамичный сюжет. Герои – на первый взгляд обычные мальчишки – оказываются вовлеченными в настоящую духовную, и не только духовную, битву. Ведь они – верующие христиане в стране воинствующего атеизма. Обычная мальчишеская жизнь таит для них много взрослых опасностей, они переживут разочарования и гонения, окажутся даже на краю гибели… Но убедятся в том, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать