У книжной полки. Обновитель древнего иночества

28 ноября 2023 г.

Имя преподобного Паисия (Величковского) известно далеко за пределами православного мира. Это подвижник, чьими переводческими и издательскими трудами русское, а шире, и все славянское Православие начиная с 18 века переживало «исихастский ренессанс». Именно с преподобного Паисия (Величковского) в России начинает возрождаться старчество. Кульминацией же этого возрождения стали оптинские старцы. Как отмечал протоиерей Георгий Флоровский, «старец Паисий не был самостоятельным мыслителем; и был вообще скорее только переводчиком, чем даже писателем. Однако в истории русской мысли у него есть свое место, и видное место». Святому старцу посвящен восьмой выпуск «Оптинского альманаха», который мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Восьмой выпуск Оптинского альманаха под названием «Обновитель древнего иночества» посвящен 300-летию со дня рождения великого подвижника, делателя Иисусовой молитвы, переводчика святоотеческих творений, возродителя старчества преподобного Паисия (Величковского). Как говорится в предисловии издания, которое написал наместник монастыря Оптина пустынь, епископ Можайский Иосиф, в 1845 году в Москве вышло в свет первое издание «Жития молдавского старца схиархимандрита Паисия (Величковского)», подготовленное Оптиной пустынью. Именно этой книгой был открыт более чем полувековой период публикации обителью житий и творений учителей благочестия и подвижничества.

2. Житие прп. Паисия не случайно легло в основание оптинского книгоиздания. Был в этом самый глубокий смысл. Ведь именно этого святого отца принято считать основоположником русской аскетической школы. Первая заслуга молдавского подвижника состоит в том, что он вернул в Россию древнее учение об Иисусовой молитве и весь чин молитвенного подвига; вторая – в трудах по переводу святоотеческих памятников с греческого на славянский язык; третья – в том, что он возобновил древние устои иноческой жизни и институт старчества, чем восстановил русские монастыри из крайнего упадка, вызванного реформами Петра I и Екатерины II.

3. Сегодня, когда Русская Церковь чествует и величает своего великого подвижника, празднуя 300-летие со дня его рождения, перед лицом колоссального ущерба, нанесенного ей безбожным режимом ХХ века, обращение к наследию преподобного Паисия видится еще более востребованным и необходимым. Ведь истинное возрождение духовной жизни достигается не через реформирование и приспособление к миру, но через вхождение в опыт святых отцов, в двухтысячелетнюю традицию Православной Церкви. Конечно же, - отмечает владыка Иосиф, Оптина пустынь не могла остаться в стороне от столь важного для монастыря и всего православного мира события. Продолжая книгоиздательскую традицию, начатую оптинскими старцами в 19 веке, к 300-летию преподобного Паисия монастырь представляет вниманию читателя сборник трудов современных богословов и исследователей, посвященных подвижнической и просветительской деятельности молдавского старца.

4. В этот альманах вошли восемь статей, авторы которых в разных аспектах изучили и проанализировали житие и труды преподобного Паисия (Величковского) в свете его причастности к оптинской духовной традиции. Открывает сборник публикация исследователя наследия преподобного Паисия - Александра Анатольевича Захарова, которая посвящена рассмотрению особенностей формирования духовного облика Оптиной пустыни, в основу которого была положена аскетическая школа преподобного Паисия. Первые оптинские преподобные и старцы Лев, Макарий, Моисей и Антоний по милости Божией сподобились иметь в роли наставников учеников преподобного Паисия. Автор подробно анализирует опыт преемства аскетических учений молдавского подвижника оптинской братией.

5. С интересом читатель ознакомится со следующей статьей сборника, которую написал магистр богословия иерей Павел Арцабович. В своем исследовании автор осуществляет попытку анализа источников, повлиявших на становление преподобного Паисия не только как переводчика святоотеческих трудов, но прежде всего как монаха. Отец Павел обращает внимание на то, в какой обстановке происходило духовное возрастание преподобного и с какими трудностями ему пришлось столкнуться. Читатель узнает те обстоятельства, которые помогли открыть совершенно новый этап не только в жизни преподобного Паисия, но и в судьбах всего русского монашества.

6. В статье кандидата богословия игумена Петра (Пиголя) святой Паисий предстает перед нами в новом ракурсе – в первую очередь как наставник внутреннего делания, учитель умно-сердечной молитвы Иисусовой, воспринявший исихастские традиции и передавший их своим многочисленным духовным преемникам на Афоне, в Молдавии и России. Из статьи игумена Петра читатель узнает, что в самой России через учеников, духовных преемников и единомышленников преподобного Паисия традиции старчества и умного делания продолжили более ста обителей. Исследованию этого аспекта преемства древней аскетической традиции через наследие преподобного Паисия посвятил свой труд следующий автор – иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Свенского Успенского мужского монастыря.

7. Статья известного исследователя духовного наследия Оптиной пустыни доктора филологических наук Варвары Викторовны Кашириной посвящена истории славянских переводов «Слов подвижнических» преподобного Исаака Сирина. Следующую статью под названием «Образ преподобного Паисия (Величковского) по его житиям» подготовил главный редактор издательства «Наследие Православного Востока» Андрей Петрович Власюк. В ней повествуется о «классических» житиях преподобного Паисия, три из которых были написаны на румынском языке, а два на славянском. Автор сравнивает все эти тексты, отмечает их различия и общие черты. На одной из иллюстраций к данной статье можно увидеть автограф великого старца Паисия.

8. Автор статьи «Учение преподобного Василиска Сибирского и школа старца Паисия (Величковского)» – насельник Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии иеромонах Иов (Салиулин). Исследователь подробно изучил материалы, связанные с жизнью и подвигами исихаста, преподобного Василиска Сибирского, и его сподвижника Зосимы (Верховского). В статье прослеживается духовная и историческая преемственность между преподобным Паисием и этими святыми. Завершает альманах анонс готовящегося в Оптиной пустыни издания «Лествица Небесного Царствия внутри тебя. Преподобный Исаак Сирин».

***

Выпуская в свет столь значимый для Оптиной пустыни юбилейный сборник, издатели особенно выделяют то, что исторически именно с жизнеописания преподобного Паисия (Величковского) под мудрым старческим руководством начиналось духовное восхождение монахов Оптиной пустыни. Божьей милостью продолжается эта традиция и в наши дни. Надеемся, - говорят издатели, - что публикуемые в «Оптинском альманахе» труды современных исследователей наследия великого молдавского старца станут скромным вкладом, той лептой вдовицы, которую мы с безусловной любовью приносим в дар милостивому Богу в знак благоговейного почитания жизни и трудов Его избранника – великого «отца русского старчества» преподобного Паисия (Величковского). Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей Церкви, и для специалистов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать