1. Книга о Санкт-Петербургском Смоленском кладбище и его святынях вышла в свет при содействии издательства «Отчий дом» и прихода храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове. Издание познакомит читателя с историей Смоленского кладбища, его храмов, часовен и церковных зданий, с деятельностью его служителей, с драматическими событиями, тесно связанными с историей нашей страны: от начала 18 века до нынешних дней. Отметим, что во второй половине XIX века Смоленское кладбище пользовалось большой популярностью среди жителей Санкт-Петербурга, которая распространялась далеко за пределы Васильевского острова.
2. Так в 1864 году один из столичных журналистов отмечал: «В пору жаркого лета, 28 июля, около сотни тысяч народа валит к Смоленской со всех концов города. Эти потоки можно заметить еще в дальних концах Ямской, Коломны и Выборгской. На Васильевском они сгущаются в сплошные массы, в неразрывные вереницы, которые тянутся с Николаевского моста по 8-й линии, по Малому проспекту до самых ворот ограды. В этот день, храмовый праздник кладбища, тут возникают шалаши, палатки, дымятся самовары, шипят на углях кофейники, подобные батарейным орудиям». Широкая известность Смоленского кладбища привлекала сюда многочисленных верующих не только в день храмового праздника, 28 июля, но и в Троицын день, на Радоницу, в Екатеринин, Варварин, Николин дни. Служилось множество заказных Литургий, поминовений на могилах, в связи с чем причт Смоленского кладбища был самым многочисленным в Санкт-Петербурге».
3. Святыни Смоленского кладбища традиционно играли важную роль в церковной жизни петербуржцев, что особенно ярко проявилось в советский период. К 1917 году на кладбище действовали три церкви и особо почитаемая верующими часовня над могилой знаменитой блаженной Ксении Петербургской. В ходе антирелигиозных гонений советских властей в начале 1930-х годов были закрыты Воскресенская и в дальнейшем снесенная Троицкая церкви. Храм Смоленской иконы Божией Матери и часовня Ксении блаженной были закрыты одними из последних в городе в сентябре 1940 года, накануне начала Великой Отечественной войны.
4. Возобновление церковной жизни на Смоленском кладбище произошло после окончания войны, в годы которой существенно изменилась советская религиозная политика. Уже в 1946 году советские власти были вынуждены разрешить открытие и возвращение верующим Смоленской церкви и часовни Ксении блаженной. При этом Смоленская церковь стала одним из двух открытых в Ленинграде в послевоенный период храмов (наряду с Троицкой церковью «Кулич и Пасха»). В дальнейшем церковь Смоленской иконы Божией Матери и часовня Ксении блаженной были быстро восстановлены и вновь стали местом массового поклонения горожан.
5. Причт Смоленского кладбища всё также был самым большим в Северной столице, его доходы постоянно росли. Все это вызывало резкое недовольство властей, и после начала новых антирелигиозных хрущевских гонений часовня Ксении блаженной в 1962 году была закрыта. Все годы, пока часовня пребывала закрытой и в запустении, не ослабевал поток богомольцев у ее стен. Жители Северной столицы и многих других российских городов все равно шли сюда и горячо молились на могиле блаженной, прося ее помощи в своих бедах и заступления. И как только появилась малейшая возможность снова открывать храмы, жители Северной столицы в 1983 году добились возвращения Церкви, и в первую очередь именно часовни Ксении блаженной.
6. В последующие десятилетия церковная жизнь на Смоленском кладбище активно развивалась. Были отреставрированы Смоленская церковь и часовня Ксении блаженной, возвращен верующим Воскресенский храм. Особенно важное значение имело прославление в лике святых блаженной Ксении Петербургской. Современная деятельность храмов кладбища также очень активна и разнообразна. Обо всём этом рассказывает работа доктора исторических наук, главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаила Витальевича Шкаровского «Под покровом святой Ксении: храмы Смоленского кладбища с конца XIX века до нынешнего времени».
7. Это интересный и обстоятельный труд, основанный на редких архивных документах, касающихся истории Смоленского кладбища. В свою Смоленскую обитель под покров Пресвятой Богородицы блаженная Ксения собрала немалое число угодников Божиих, таких же, как она, блаженных юродивых, исповедников и подвижников веры, преподобных и новомучеников. О пребывающих в обители блаженной Ксении рассказывают следующие две работы, помещенные в нашем сборнике. Статья священника Евгения Рахманина «Юродивые, почивающие на Смоленском кладбище» является частью его брошюры «Раба Божия блаженная Ксения, почивающая на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге», последнее издание которой вышло в 1913 году. Отец Евгений служил на Смоленском кладбище с 1895 года и, был свидетелем всенародного почитания блаженной Ксении, также собирал сведения и о других похороненных на кладбище юродивых.
8. А открывает издание статья, составленная из двух работ священника Стефана Опатовича, которого называют летописцем Смоленского кладбища. Это самые ранние известные материалы об истории старинного петербургского некрополя: очерк «Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге» был напечатан в журнале «Русская старина» за 1873 год, а работа «Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери на кладбище в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» за 1875 год. Летопись отца Стефана охватывает период от истоков истории Смоленского кладбища до второй половины XIX века.
***
По словам издателей, будет верным суждение, что Смоленское кладбище находится под омофором Царицы Небесной, а смотрительницей этого святого места Матерь Божия поставила Свою неустанную молитвенницу и труженицу блаженную Ксению. Смоленское кладбище стало духовной обителью петербургской подвижницы: сюда, к часовне, где находится гробница блаженной Ксении, приходят тысячи паломников и просят ее, как живую, помолиться Господу о помощи в скорбях, об укреплении веры, о даровании надежды и любви. И всех слышит матушка Ксения, обо всех болезнует в молитвах перед Богом и Пресвятой Богородицей и очень скоро подает ответ. Надеемся, - говорят издатели, - что эта книга станет познавательным и интересным чтением как для любителей отечественной истории, так и для всех почитателей блаженной Ксении Петербургской.
Этот день в истории. 21 марта
День ангела. 21 марта
Церковный календарь 21 марта. Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная
Евангелие 21 марта. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных
Читаем Апостол. 21 марта 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!