У книжной полки. Константин Мацан. О том, чего "не может быть". Разговор о чуде в нашей жизни

23 июля 2020 г.

Страницы Евангелия изобилуют рассказа­ми о чудесах, сотворенных Христом. И, пожалуй, главный вопрос, которым задается человек - какое место эти евангельские чудеса занимают в моей жизни? Есть ли сегодня та евангель­ская вера, что способна передвигать горы, и есть ли вообще в сегодняшнем мире место чуду? С этими важными вопросами журналист и публицист Константин Мацан обратился к семи известным православ­ным священникам, которые поделились с ним своими мыслями и, что особенно важно, личным и пастыр­ским опытом переживания чуда - настоящего евангельского чуда сегодняшнего дня. Их ответы собраны на страницах книги, вышедшей в свет в издательстве Никея под названием – «О том, чего «не может быть». Разговор о чуде в нашей жизни».

***

1. Как отмечает автор это - книга-парадокс: она о том, чего для «здравомыс­лящего человека» не может быть, и о том, что точно есть, потому что каждый «здравомыслящий» в глубине души это чувствует. Ведь если в нашем языке есть сло­во «чудо» — значит, чудо существует. А если чудо суще­ствует—значит, это кому-нибудь нужно. Еще это - книга-исследование: главный вопрос, возни­кающий в разговоре о чуде, — «для чего оно дается?». Какое место чудо занимает в нашей жизни здесь и сей­час? Как связаны великие чудеса Христа, о которых мы знаем из Евангелия, и простые чудеса, которые случа­ются с нами в повседневной реальности? Как вообще связаны чудеса и реальность? Какое место чудо зани­мает в отношениях человека с Богом?

2. За ответами на эти и другие вопросы автор, как уже отмечалось ранее, обратился к православным священнослужителям. И вместе с ни­ми прошел путь с семью остановками. Так, в интервью с протоиереем Сергием Правдолюбовым он пытался понять, почему нам — людям, жи­вущим в век фантастических технологий, — иногда так трудно поверить, что чудо существует. Почему так трудно поварить, что у Бога нет ничего невозмож­ного? Почему, чтобы носить в сердце эту простую мысль, нужно что-то в себе преодолеть — как будто переступить через барьер? Ведь, казалось бы, это знание должно даваться легко — оно же окрыляет, вдохновляет, укрепляет и успокаивает: дескать, что бы ни случилось — у Бога все под контролем...

3. Но нет - оказывается, маловерным быть привычнее. На этом фо­не читаешь в Евангелии, к примеру, о капернаумском сотнике - и поражаешься: откуда, ну откуда у него такая вера - мгновенная и неколебимая? Какими внутренними силами нужно обладать, чтобы сказать: Господи, верю, что достаточно одного Твое­го слова - и все изменится... Сотник услышал о Христе впер­вые - и сразу поверил в возможность чуда. А я, говорит автор, - который призван помнить о Христе ежедневно и у которого за плечами две тысячи лет христианской цивилизации — изо дня в день оказы­ваюсь маловерным. В чем же секрет этого сотника? Об этом автор и поговорил с протоиереем Сергием Правдолюбовым.

4. Но, бывает так, что, поверив, мы тут же решаем извлечь из чуда выгоду — и подходим к нему потребительски. Так, например, когда в Москву привозят известную на весь мир свя­тыню—например, Пояс Богородицы или Дары Вол­хвов, — в очередь к ней выстраиваются тысячи людей. Они стоят много часов, федеральные каналы показывают их в новостях, а в интернете в это время разгораются словес­ные баталии: дескать, люди пришли не поклониться Богу, а просить у Него исполнения желаний — что за потребитель­ское отношение к святыне! Столь же двойственная ситуация описана, как кажется автору, в евангельском эпизоде о насыщении пяти тысяч человек.

5. Христос, с одной стороны, обличает тех, кто пошел за Ним ради бесплатного хлеба, но, с другой, обличая, Он не прогоняет людей. И в целом в Евангелии Христос никогда не отказывает даже в самых «земных» просьбах тому, кто с верой к Нему обращается. Рыбакам, среди которых апо­стол Петр, Христос посылает такой небывалый улов, что се­ти рвутся; а в молитве «Отче наш» Спаситель и вовсе запо­ведует молиться о «хлебе насущном». Как же совместить это в своем сознании: естественное побуждение просить Бога обо всех земных благах, в том чис­ле о чуде, — и память об обличении Христом такого «потребительского отношения»? Об этом автор побеседовал с протоиереем Алексеем Емельяновым.

6. А может ли человек, преодолев собственную меркантильность, сотворить чудо для другого? Существует ли «технология достижения чуда»? На эти вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Чудо, свершаясь и взрывая привычный ход на­шей жизни, ставит перед нами проблему, что делать дальше. Как жить в изменившейся реальности? И существует ли такая вещь, как наша от­ветственность перед Богом за чудо, которое Он посылает? Иными словами, как жить после чуда? Есть множество историй о том, как человек не мог соответ­ствовать случившемуся с ним чуду, не понес груз Божественного дара, не использовал данный Богом шанс... Об этом рассказывает священ­ник Михаил Таганов.

7. Как отмечает автор, мы привыкли ассоциировать чудо с избавлени­ем или удачей. А как относиться к тому, что чудо быва­ет болезненным? Вспомним, к примеру, о человеке, который лежал больным - расслаб­ленным - тридцать восемь лет. Что здесь имеет отношение к чуду? Можно ли сказать, что длительная немощь —тоже часть чудесного ис­целения? И значит ли это, что чудо бывает болезненным и неприятным? И зачем тогда Господь посылает такие чудеса? О таких «неформатных» чудесах автор поговорил с протоиереем Георгием Бреевым. А со священником Сергием Кругловым он размышлял над такими вопросами: «Чего хочет от нас Бог, когда говорит на языке чу­дес? Как связаны явления чудес — и состояние челове­ческого сердца?

8. По словам автора, при разговоре о чуде на ум приходит мысль блаженного Ав­густина: читая Евангелие, мы признаем безусловным чу­дом приумножение хлебов, но почему-то не считаем чудом само произрастание хлеба. А ведь и первое, и второе — от Бога, причем в равной степени. И вообще все в жизни устроено Богом — и хлеб, и земля, и вода... В этом смысле слово «чудо» описывает просто присутствие Бога в жиз­ни человека. Получается, что Бог по Своему усмот­рению «порядком вещей» управляет, ничего необъясни­мого нет. И значит — следующий логический шаг — «чуда» вовсе не существует, потому что присутствие Бога в нашей жиз­ни — это самое нормальное, что человеку от сотворения ми­ра уготовано? Как же связаны вера в чудо — и вера в Бога? Об этом автор беседовал с протоиереем Павлом Великановым.

***

В этой книге священники, с которыми пообщался Константин Мацан, просто делятся своим личным опытом, рассказывая о чудесах, случившимися с ними и с их прихожанами, о том, к каким открытиям эти чудеса подвигли. И смысл этих рассказов отчасти в том, чтобы ответить на вопрос, какова природа чуда — его внутренняя логика, его генезис, механизм его осуществления. А для этого, прежде всего, нужно в суще­ствование чуда поверить. Ведь невозможно постичь то, что для тебя не существует...  Каждое из семи интервью, вошедших в книгу, предваряется отрывком из Евангелия — описанием чуда, сотворенного Хрис­том. Это служит своего рода точкой входа в дискуссию. А еще по-своему объясняет, почему та или иная тема по-настоящему волнует. Ведь Евангелие, рассказывая о событиях двухтысячелетней давности, говорит о нас сегодняшних. И в чудесных историях, рассказанных в этой книге, читатель может узнать себя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать