***
1. Как отмечает автор это - книга-парадокс: она о том, чего для «здравомыслящего человека» не может быть, и о том, что точно есть, потому что каждый «здравомыслящий» в глубине души это чувствует. Ведь если в нашем языке есть слово «чудо» — значит, чудо существует. А если чудо существует—значит, это кому-нибудь нужно. Еще это - книга-исследование: главный вопрос, возникающий в разговоре о чуде, — «для чего оно дается?». Какое место чудо занимает в нашей жизни здесь и сейчас? Как связаны великие чудеса Христа, о которых мы знаем из Евангелия, и простые чудеса, которые случаются с нами в повседневной реальности? Как вообще связаны чудеса и реальность? Какое место чудо занимает в отношениях человека с Богом?
2. За ответами на эти и другие вопросы автор, как уже отмечалось ранее, обратился к православным священнослужителям. И вместе с ними прошел путь с семью остановками. Так, в интервью с протоиереем Сергием Правдолюбовым он пытался понять, почему нам — людям, живущим в век фантастических технологий, — иногда так трудно поверить, что чудо существует. Почему так трудно поварить, что у Бога нет ничего невозможного? Почему, чтобы носить в сердце эту простую мысль, нужно что-то в себе преодолеть — как будто переступить через барьер? Ведь, казалось бы, это знание должно даваться легко — оно же окрыляет, вдохновляет, укрепляет и успокаивает: дескать, что бы ни случилось — у Бога все под контролем...
3. Но нет - оказывается, маловерным быть привычнее. На этом фоне читаешь в Евангелии, к примеру, о капернаумском сотнике - и поражаешься: откуда, ну откуда у него такая вера - мгновенная и неколебимая? Какими внутренними силами нужно обладать, чтобы сказать: Господи, верю, что достаточно одного Твоего слова - и все изменится... Сотник услышал о Христе впервые - и сразу поверил в возможность чуда. А я, говорит автор, - который призван помнить о Христе ежедневно и у которого за плечами две тысячи лет христианской цивилизации — изо дня в день оказываюсь маловерным. В чем же секрет этого сотника? Об этом автор и поговорил с протоиереем Сергием Правдолюбовым.
4. Но, бывает так, что, поверив, мы тут же решаем извлечь из чуда выгоду — и подходим к нему потребительски. Так, например, когда в Москву привозят известную на весь мир святыню—например, Пояс Богородицы или Дары Волхвов, — в очередь к ней выстраиваются тысячи людей. Они стоят много часов, федеральные каналы показывают их в новостях, а в интернете в это время разгораются словесные баталии: дескать, люди пришли не поклониться Богу, а просить у Него исполнения желаний — что за потребительское отношение к святыне! Столь же двойственная ситуация описана, как кажется автору, в евангельском эпизоде о насыщении пяти тысяч человек.
5. Христос, с одной стороны, обличает тех, кто пошел за Ним ради бесплатного хлеба, но, с другой, обличая, Он не прогоняет людей. И в целом в Евангелии Христос никогда не отказывает даже в самых «земных» просьбах тому, кто с верой к Нему обращается. Рыбакам, среди которых апостол Петр, Христос посылает такой небывалый улов, что сети рвутся; а в молитве «Отче наш» Спаситель и вовсе заповедует молиться о «хлебе насущном». Как же совместить это в своем сознании: естественное побуждение просить Бога обо всех земных благах, в том числе о чуде, — и память об обличении Христом такого «потребительского отношения»? Об этом автор побеседовал с протоиереем Алексеем Емельяновым.
6. А может ли человек, преодолев собственную меркантильность, сотворить чудо для другого? Существует ли «технология достижения чуда»? На эти вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. Чудо, свершаясь и взрывая привычный ход нашей жизни, ставит перед нами проблему, что делать дальше. Как жить в изменившейся реальности? И существует ли такая вещь, как наша ответственность перед Богом за чудо, которое Он посылает? Иными словами, как жить после чуда? Есть множество историй о том, как человек не мог соответствовать случившемуся с ним чуду, не понес груз Божественного дара, не использовал данный Богом шанс... Об этом рассказывает священник Михаил Таганов.
7. Как отмечает автор, мы привыкли ассоциировать чудо с избавлением или удачей. А как относиться к тому, что чудо бывает болезненным? Вспомним, к примеру, о человеке, который лежал больным - расслабленным - тридцать восемь лет. Что здесь имеет отношение к чуду? Можно ли сказать, что длительная немощь —тоже часть чудесного исцеления? И значит ли это, что чудо бывает болезненным и неприятным? И зачем тогда Господь посылает такие чудеса? О таких «неформатных» чудесах автор поговорил с протоиереем Георгием Бреевым. А со священником Сергием Кругловым он размышлял над такими вопросами: «Чего хочет от нас Бог, когда говорит на языке чудес? Как связаны явления чудес — и состояние человеческого сердца?
8. По словам автора, при разговоре о чуде на ум приходит мысль блаженного Августина: читая Евангелие, мы признаем безусловным чудом приумножение хлебов, но почему-то не считаем чудом само произрастание хлеба. А ведь и первое, и второе — от Бога, причем в равной степени. И вообще все в жизни устроено Богом — и хлеб, и земля, и вода... В этом смысле слово «чудо» описывает просто присутствие Бога в жизни человека. Получается, что Бог по Своему усмотрению «порядком вещей» управляет, ничего необъяснимого нет. И значит — следующий логический шаг — «чуда» вовсе не существует, потому что присутствие Бога в нашей жизни — это самое нормальное, что человеку от сотворения мира уготовано? Как же связаны вера в чудо — и вера в Бога? Об этом автор беседовал с протоиереем Павлом Великановым.
***
В этой книге священники, с которыми пообщался Константин Мацан, просто делятся своим личным опытом, рассказывая о чудесах, случившимися с ними и с их прихожанами, о том, к каким открытиям эти чудеса подвигли. И смысл этих рассказов отчасти в том, чтобы ответить на вопрос, какова природа чуда — его внутренняя логика, его генезис, механизм его осуществления. А для этого, прежде всего, нужно в существование чуда поверить. Ведь невозможно постичь то, что для тебя не существует... Каждое из семи интервью, вошедших в книгу, предваряется отрывком из Евангелия — описанием чуда, сотворенного Христом. Это служит своего рода точкой входа в дискуссию. А еще по-своему объясняет, почему та или иная тема по-настоящему волнует. Ведь Евангелие, рассказывая о событиях двухтысячелетней давности, говорит о нас сегодняшних. И в чудесных историях, рассказанных в этой книге, читатель может узнать себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!