***
1. Как отмечают издатели, собрание вопросов и ответов «Душевный лекарь» существует в трех вариантах. Во-первых, это интернет-сайт «ИОАНН. Душевный лекарь» – первое по времени публикации и наиболее полное собрание. Во-вторых, книга «Душевный лекарь» – основное печатное издание, которое по количеству текста составляет примерно половину объёма сайта. И, в-третьих, расширенное издание (в 8 брошюрах). По количеству текста – примерно три четверти объёма сайта. Одну из этих восьми брошюр мы и предлагаем вашему вниманию. Это издание подготовлено главным образом для тех, кто не хочет или не может себе позволить приобрести толстую книгу основного издания, ограничившись лишь теми томами, которые ему наиболее интересны.
2. Как предполагают издатели, идея построения «Душевного лекаря» очевидна. Почему собрание не ограничилось цитатами из Священного Писания и Святых Отцов? Некоторые вопросы (брак, воспитание детей, современное общество) по понятным причинам мало раскрыты в творениях аскетов минувших веков, поэтому пробелы издатели постарались восполнить высказываниями современного духовенства и в отдельных случаях – богословов, благочестивых писателей (например, Михаила Михайловича Пришвина) и педагогов (Константина Дмитриевича Ушинского). Пословицы же православного русского народа хороши тем, что кратко говорят о многом и прекрасно запоминаются, – недаром их любил использовать преподобный Амвросий Оптинский.
3. Цитаты из Библии преимущественно взяты из сочинений Святых Отцов, где они приведены в соответствующем значении. Все библейские тексты даны в современном переводе, за исключением Псалтири и некоторых цитат Писания в составе отеческих изречений, которые в славянском переводе более отвечают смыслу, в котором употребляют их авторы изречений. Поскольку источниками явились святоотеческие книги, как в современной, так и в старинной редакции, для единообразия устаревшие грамматические формы были изменены в соответствии с нормами современного языка.
4. Эта книга из серии «Душевный лекарь» отвечает на вопросы, касающиеся семейной жизни. Она разделена на 4 части. Первая из них называется «Отношения между полами». Здесь собраны высказывания святых отцов и пастырей на такие вопросы: Как влияет добрачный «опыт» на семейную жизнь? Какой должна быть любовь? Как удержаться от блудных помыслов? Естественно ли для человека безбрачие? Какая девственность угодна Богу? и другие. И вот к примеру, что говорит протоиерей Валентин Амфитеатров о влиянии добрачного опыта на семейную жизнь:
5. «Известно, что люди, рано познавшие плод страстей, бывают мало пригодны для семейной жизни. Порочная страсть всегда уносит с собой благодатный мир и семейную любовь. Оттого-то в наше время так много семейных ссор, охлаждений, беспричинных раздоров между женой и мужем. Вследствие того, что они не умеют чисто относиться друг к другу, они оказываются неспособными к дружному воспитанию своих детей. А если семья не спаяна любовью, то заранее можно сказать, что она погибла. В жизни – что в море: может вынести бурю только хорошо снабженный корабль, но всякий утлый, несовершенно оснащенный челн разобьет в щепы первая же житейская волна. Только поддержанием строгой нравственности закрепляется союз вечной дружбы и постоянной любви».
6. Отвечая на вопрос: «Какой должна быть любовь?» - составитель книги приводит такое высказывание Михаила Михайловича Пришвина: «Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души бедного человека расширяются до бесконечности, и бедный человек понимает тогда, что и смерти нет и нет того, что называется у бедных людей «сегодня» и «завтра». Исчезает тогда эта черта, разделяющая всю жизнь на «тут» и «там». Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви. Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает солёная и негодная. «Любовь – это обман юности», – говорит такой человек и больше не возвращается к морю».
7. Вторая часть книги называется «Брак, семья». Здесь читателям предлагаются ответы на следующие вопросы: Как выбирать жениха (невесту)? Может ли быть счастливым брак по расчету? В чем смысл церковного брака? Возможен ли брак с неправославным — атеистом или иноверным? Как сохранить брак счастливым? Как вести себя с мужем или женой? И как жить с дурным супругом (супругой) и многие другие вопросы. Говорится здесь и о воздержании в браке. Приведем вам только одно наставление святителя Григория Богослова, который говорит о браке следующее: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям.
8. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает ниоткуда, и ниоткуда не притекает. Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений».
***
Третья часть книги посвящена теме «Воспитания детей», а четвертая напоминает о том, почему и как надо почитать родителей. Поэтому и завершить программу хочется одним наставлением дореволюционного священника, протоиерея Григория Дьяченко, который говорит: «Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами, священными для нас». А чему еще учат нас святые отцы, какие советы дают благочестивые пастыри, читайте на страницах книги - «Душевный лекарь. О семейной жизни».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!