У книжной полки. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви

10 марта 2023 г.

Рано или поздно все мы сталкиваемся с таинственным явлением смерти. Отдавая усопшему последний долг, мы стараемся достойно проводить его. И во многих заботах и трудах организуем похороны, печемся об устройстве поминальной трапезы, а после и красивого памятника на могиле. Вот только не всегда при этом мы отдаем себе отчет, что самому усопшему ничего этого уже не требуется. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли, как поётся во время заупокойной литии: «земля еси и в землю отъидеши». Священный же долг каждого христианина - поминать почивших, т.е., молиться о них. А о том, как поминовение усопших совершается по Уставу Православной Церкви, можно узнать из одноименного труда святителя Афанасия (Сахарова), который мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Книга святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви», вышла в издательстве «Правило веры». Об авторе издатели пишут: «Архиепископ Ковровский Афанасий (Сахаров) родился в 1887 году. Он был преподавателем Полтавской и Владимирской духовных семинарий. В 1917 году избран участником Всероссийского Поместного Собора - член Богослужебной комиссии. В 1921-м хиротонисан в епископа Ковровскогo. C 1922-го по 1954-й - тюрьмы, лагеря, ссылки. С конца 50-х гг., как знаток богослужения Православной Церкви, трудился некоторое время в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии. Составил службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Скончался 28 октября 1962 года. Причислен к лику святых Русской Церковью в августе 2000 года».

2. Знаток богослужения и ревностный исполнитель Устава Православной Церкви, святитель Афанасий писал: «Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила... Но во всем, согласно наставлению святых отцов, должно наблюдать «меру и правило», - этим же началом меры и правила руководится Святая Церковь, устанавливая определенный чин и порядок молитв о живых и умерших, давая в руководство стройную, последовательную систему поминовения...».

3. Как отмечают издатели, труд святителя Афанасия «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» публикуется по авторской машинописи 1961 года, находящейся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Автор рассказывает, как должно правильно, по-христиански относиться к смерти ближнего, как подготовить его к переходу в мир иной, как самому перенести потерю родного человека и, наконец, как правильно молиться об усопшем. Главная цель автора - обозреть и изъяснить: как полагается совершать поминовение усопших в храмах, на кладбищах и дома в течение года, соединяя его с днями постов и праздников в соответствии с церковным Уставом. На страницах этой книги можно найти объяснения тому, как и когда именно совершаются заупокойные службы, какие возносятся молитвы об усопшем, какие поются песнопения.

4. В предисловии своего труда святитель Афанасий отмечает: «Излагая церковные правила поминовения, я … со всею решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви, подчинение Ее уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых. Главная наша беда в том, что у нас все меньше остается знатоков устава, какие бывали в допетровской Руси не только среди духовенства, но и среди мирян. Теперь уставным считают не то, что действительно соответствует букве и духу Церковного Устава, а то, к чему привыкли, как к установившемуся. Но следует ли отсюда, что со всем этим надо мириться, что опасение чеховского «человека в футляре», «как бы чего не вышло» надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер против беззаконного нарушения и искажения церковно-богослужебных законоположений? Конечно нет!

5. К сожалению, - говорит святитель, - самочинные эксперименты печальной памяти обновленцев затормозили и чрезвычайно осложнили необходимое, неотложное дело упорядочения нашего богослужения. Поэтому теперь его надо начинать с особой осторожностью и осмотрительностью. Нужна долгая и основательная подготовка как среди мирян, так и среди духовенства. Нужна большая предварительная разъяснительная работа». И труд святителя Афанасия стал одним из первых шагов в этом направлении. Он предназначен для людей, горячо желающих жить по руководству святой Церкви, чтобы вся внутренняя церковная жизнь была устроена по церковным нормам, церковному укладу. И в первую очередь это возвращение к церковным нормам должно быть в отношении богослужения, между прочим, - отмечает автор, - и в отношении поминовения усопших.

6. Конечно, - говорит святитель Афанасий, необходимо считаться с тем, что ко многим отступлениям от Устава Церковного у нас привыкли, и привыкли так сильно, что не зная уставных норм, нарушение их считают за норму. В отношении поминовения усопших нарушение Устава, по словам автора, совершалось в двух направлениях: с одной стороны, опускалось то, что положено по Уставу; с другой, вводилось то, чего не положено. Поэтому в качестве первой меры к упорядочению практики поминовения, по мнению святителя, необходимо было вернуть богослужению все то, что забыто, сокращено, опущено: будничные заупокойные литии, великую панихиду в пяток вечера, ежедневную полунощницу, каноны, стихиры, седальны и все другие песнопения на заупокойных последованиях. Обо всех этих службах и рассказывает автор на страницах книги.

7. Как говорит святитель Афанасий, «кто действительно жаждет спасения, тот должен любить Святую Церковь, единственную надежную руководительницу ко спасению. А кто действительно любит Церковь, тот должен любить и все то, что дано Ею нам в руководство, что завещано Ею и установлено. В частности, в отношении к богослужению должна быть дорога всякая малейшая деталь, не только потому, что она имеет свой глубокий смысл и ценна сама по себе, но и потому, в особенности, что она дана нам Святою Церковью. И всякую такую деталь, всякую даже богослужебную мелочь (если не грешно так выразиться), любящие Церковь будут так же бережно хранить, как храним мы какой-нибудь незначительный сам по себе, но бесценно дорогой для нас предмет после любимой матери. Любовь к Церкви побудит внимательнее вникать во все подробности Устава, что даст возможность открыть смысл многого такого, что раньше казалось непонятным. А это, в свою очередь, побудит еще сильнее полюбить Церковный Устав и богослужение, еще бережнее к нему относиться и еще тщательнее хранить его и исполнять».

***

По мнению святителя Афанасия, знание практики поминовения усопших покажет богомольцам всю красоту нашего богослужения, всю заботу Святой Церкви о поминовении наших родных, отошедших в мир иной, и даст возможность всем желающим удовлетворить полностью всё, что предъявляет любовь к усопшим. Самое же главное в деле упорядочения богослужения вообще, заупокойного в частности, - это, по словам святителя Афанасия (Сахарова), - воспитать пастыря и пасомых, в духе церковности, в любви к Святой Церкви, послушании Ей, смиренной покорности Ее святым Уставам, а затем - широкое ознакомление с богослужением, с Церковным Уставом вообще и в частности со значением и стройной системой церковных правил о поминовении.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать